19 февраля 2024 г. в 09:56

Академия Штиглица – основоположник отечественного промышленного дизайна

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – давние партнеры. Плодотворное взаимодействие двух вузов – инженерного и творческого – рождает интересные проекты. Успешно проходят совместные выставки акварельных, графических, живописных работ преподавателей и студентов академии, проводятся экскурсии для студентов Политехнического университета Петра Великого по историческим залам академии Штиглица, идет совместная работа в рамках деятельности студенческих медиа. Творчество современных художников – преподавателей и студентов Академии Штиглица – неизменно вызывает большой интерес у политехников и партнеров СПбПУ.


Фото на обложке предоставлено Академией Штиглица

Предпосылки для совместных творческих проектов – в богатой уникальной истории Академии Штиглица, которая объединяет творческое и техническое наследие. Создание художественно-промышленного вуза в 1876 г. стало ответом на бурный рост промышленности в России в XIX веке. В течение 147-летней истории ЦУТР барона А. Л. Штиглица, ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, а ныне СПГХПА им. А. Л. Штиглица готовит высококлассных специалистов, востребованных промышленными предприятиями и учреждениями культуры. Академия активно меняется в связи с вызовами XXI века в условиях радикальных технологических трансформаций и постиндустриальной экономики.

Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица – это:

  1. Центр фундаментальной подготовки и переподготовки специалистов в области гуманитарного образования, искусства и дизайна, представляющий собой уникальное сочетание творческих, гуманитарных и технических навыков, а также педагогических кадров, формирующих творческий потенциал региона и страны;
  2. Школа, сочетающая традиционные и прогрессивные разработки в области прогнозирования, теории и методики теоретических и прикладных дисциплин, составляющих основу отечественных образовательных стандартов в области гуманитарного образования, монументально-декоративного и промышленного искусства;
  3. Научная база и мастерская, создающая условия для разработки и творческого применения инновационных технологий посредством проектирования культурно-осмысленной и эстетически-комфортабельной среды обитания и жизнедеятельности человека.

Специфику Академии отличает синтез социально-гуманитарного и технологического направлений, поисковых и прикладных дизайн-исследований. На базе Академии создана перспективная платформа кооперации креативных индустрий по направлениям подготовки выпускающих кафедр: промышленный дизайн; дизайн костюма; дизайн мебели; художественный текстиль; графический дизайн; средовой дизайн; интерьер и оборудование; художественная обработка металла; художественная керамика и стекло; живопись и реставрация; станковая и книжная графика; монументально-декоративная живопись; монументально-декоративная скульптура; искусствоведение и др.

Академия Штиглица является первой школой в стране, где еще в XIX веке началась подготовка специалистов, которых сейчас называют дизайнерами. Вуз готовит специалистов-проектировщиков изделий промышленного производства начиная с 1876 г. Среди знаковых объектов индустриального дизайна, разработанных преподавателями, студентами и выпускниками Академии Штиглица, – дизайн космической программы, станкостроения и приборостроения, бытовой техники и электроники, дизайн средств транспорта от автомобилей и автобусов до судов на подводных крыльях и локомотивов скоростных поездов.

Кафедра промышленного искусства, официально основанная в 1963 г., является первой, старейшей и ведущей кафедрой дизайна в России, и стала прародительницей различных направлений в дизайн-проектировании. Основатель кафедры И.А. Вакс – архитектор, является создателем отечественной системы дизайн-образования, организатором и руководителем первой в Ленинграде профессиональной дизайн-студии (2-я мастерская ЛенНИИпроекта). Иосиф Александрович – инициатор воссоздания и первый директор Ленинградского художественно-промышленного училища (позднее – ЛВХПУ им. В.И. Мухиной).

Для всего мира символом и материальным выражением принципов российского дизайна является легендарный автомобиль – первый в мире кроссовер LADA «Нива» 1977 г. (дизайнер В. Семушкин – выпускник школы). Современную молодежную субкультуру сложно представить без такого явления, как Lomography. Название произошло от фотоаппарата «ЛОМО Компакт-Автомат», дизайн которого разработан в 1983 году группой художников-конструкторов ЛОМО, под руководством В. Цепова – выпускника школы. Официальным признанием значимости продуктов отечественного транспортного дизайна стало присвоение в 2008 г. автомобилю ГАЗ-14 «Чайка» 1977 г. (дизайнер – выпускник школы С. Волков) статуса объекта культурно-технологического наследия СССР.

Опираясь на богатое идеями научно-техническое наследие, кафедра промышленного дизайна и сегодня формирует идеологию дизайна, отвечая на вызовы и запросы общества. Так, на протяжении многих лет студенты кафедры под руководством профессора Н. Г. Якуничева, одного из участников космической дизайн-программы СССР 1980-х годов, выполняли научно-исследовательские и проектные учебные задания по теме «Дизайн безопорной среды в условиях замкнутого пространства орбитальной станции».

В 2021 г. студенты, обучающиеся по профилю «Дизайн средств транспорта» Академии Штиглица по заказу ГУП «Горэлектротранс», провели исследовательский дизайн-проект на создание облика трамвая для центральных районов Санкт-Петербурга. Город является неофициальной трамвайной столицей России, а дизайн многих легендарных ленинградских трамваев проектировали выпускники школы. Пожалуй, самый известный в Ленинграде трамвай ЛМ-57 1957 г., получивший в народе прозвище «Стиляга», спроектирован дизайнерами 2-й мастерской «Ленпроекта» В. Витманом и С. Соломоновым под руководством основателей кафедры промышленного дизайна Академии Штиглица И. А. Вакса и Л. С. Катонина. Таким образом, современный проект при поддержке ГУП «Электротранс» был направлен на обеспечение связи времен, осмысление культурного наследия и трансформацию дизайн-языка городского трамвая на современном этапе. Каждый из студентов-участников проекта в качестве референса взял образ и дизайн-язык одного или нескольких исторических трамваев Санкт-Петербурга и, переосмыслив, предложил свое авторское видение вектора развития современного облика городской среды объекта.

ТРАМВАЙ_ВВОДНАЯ_Страница_5.jpg

Фото предоставлено Академией Штиглица

На протяжении последних лет в тесной взаимосвязи и при поддержке дизайнеров АО «АВТОВАЗ» на кафедре ведутся учебные и курсовые проекты, посвященные поиску национальной идентичности дизайна продуктов бренда LADA на новом этапе развития компании.

Промышленный дизайн – одно из самых актуальных и востребованных направлений в сфере проектной деятельности. Его развитие напрямую связано с реальным сектором экономики и совершенствованием передовых технологий. Кафедра промышленного дизайна Академии Штиглица является лидером проектно-ориентированного подхода в обучении. Уже со второго курса бакалавриата все учебные задания реализуются под кураторством ведущих производственных компаний. Студенты имеют возможность проходить практику на базе предприятий-партнеров, а самые активные приглашаются на стажировки и реализуют свои первые серийные изделия в период обучения.

На данный момент академия развивает взаимодействие с отечественными компаниями в сфере транспорта и легкой промышленности, наращивает сотрудничество с компаниями в сфере станкостроения и приборостроения: это компании «РАДАР ммс», «Аполло», «Артекей», «Обуховский завод», «КАМАЗ», «Навигатор», «Спортмастер», «Afour», «Карфидов лаб». В 2023 г. группа дипломников Академии Штиглица прошла преддипломную практику на заводе «Автоваз». Одного из них, Руслана Чугуряну, по итогам практики приняли работать штатным сотрудником. В текущем году были открыты базы практик и стажировок компаниями «Ростсельмаш», «Русская механика», «Петропласт», 2050.ЛАБ.

В свою очередь Академия Штиглица стала площадкой, принимающей Международную конференцию по световому дизайну. Также вуз открыл новое направление магистратуры «Световой дизайн». Регулярная кооперация академии с компаниями-партнерами решает важную для учебного процесса задачу по стабильной интеграции с индустрией и профессиональным проектным сообществом. Идет подготовка специалистов, чьи компетенции будут востребованы реальным сектором экономики в тесном сотрудничестве с инженерами.


Анна_Николаевна_Кислицына.jpg

Ректор Академии Штиглица Анна Николаевна Кислицына. Фото предоставлено Академией Штиглица

Академия Штиглица поздравляет Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого со 125-летием и желает оставаться лидирующим исследовательским центром и альма-матер для лучших кадров инженерно-технической школы России. Желаем СПбПУ дальнейшего процветания, новых достижений и благополучия!