Борьба с «серыми схемами» может принести бюджету ₽300 млрд за пять лет
По его словам, недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности используют поддельные инвойсы, контракты и сертификаты, в десятки раз занизить таможенную стоимость товаров. Это приводит к снижению таможенных платежей и налоговой базы.
«Речь идет о существенном занижении, в десятки раз. Это приводит не только к уменьшению таможенных платежей, но и к снижению налогооблагаемой базы», — подчеркнул Пикалев.
Он привел пример с детской обувью: «Мы выявили занижение таможенной стоимости детской обуви более чем в 20 раз. Причем аналогичная обувь параллельно завозилась другими участниками по реальной таможенной стоимости. Таких примеров достаточно много».
По его словам, проблема усугубляется тем, что мошенники адаптируются к рынку и нередко вступают в сговор с должностными лицами.
«Нарушители умеют подстраиваться под изменяющийся рынок и, в том числе, иногда договариваются с должностными лицами. Без автоматизации ФТС победить это будет очень сложно», — указал он.
Также он отметил, что контроль эффективен в отношении товаров, проходящих через кассовые аппараты, благодаря системе маркировки. Однако товары, которые реализуются без касс, отследить гораздо труднее.
«Мы работаем над оптимальным сочетанием контрольных мер для того, чтобы эффективно решать эти проблемы и не создавать избыточный контроль для добросовестных участников ВЭД. По скромным подсчетам, [финансовый эффект от этого может составить] до 300 млрд руб. за пять лет», — заявил глава ФТС.
Пикалев добавил, что проблема выходит за рамки чисто финансовых потерь. Она также подрывает честную конкуренцию.
«Потому что те, кто работает в белую, не выдерживают конкуренцию с жуликами. Совсем недавно к нам приходили представители одной из известных компаний и буквально просили спасти от недобросовестных игроков, которые подделывают инвойсы, подделывают контракты и сертификаты, тащат сюда технику, декларируя ее по заниженной таможенной стоимости, которую продают по рыночным ценам. Это безобразие», — сказал он.
Он также указал на риски для граждан: через поддельные документы в страну может попасть продукция, представляющая угрозу здоровью.
«Это, например, детские товары, автозапчасти, бытовая техника», — пояснил Пикалев.
По данным службы, за первые шесть месяцев 2024 года в рамках контроля после выпуска товаров ФТС выявила нарушения на сумму 56,4 млрд рублей — это на 58% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В эту сумму входят и занижение стоимости, и недостоверные сведения о кодах товаров, и незаконный оборот.