100 лет Гохрану России
Наверное, нет в России человека, который бы не слышал о существовании Алмазного фонда на территории Московского Кремля. Однако Алмазный фонд – это лишь структурное подразделение другой глобальной организации – Гохрана России, которой в 2020 году исполняется 100 лет.
Основные цели Гохрана сегодня – это формирование Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России драгоценными металлами (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), драгоценными камнями (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром и обработанном виде и уникальные янтарные образования), изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, их ломом и отходами, а также хранение, учет и обеспечение сохранности ценностей Госфонда и отпуск этих ценностей. Главным распорядителем Госфонда является Президент РФ.
Если говорить образно, Гохран – настоящая сокровищница нашей страны, включающая в себя богатства разных исторических периодов России, начиная с Российской Империи времен Петра Великого.
Гохран – довольно закрытая в информационном плане организация, однако история его всегда была захватывающей и не раз становилась сюжетом для произведений известных романистов (в частности – для романа Юлиана Семёнова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и для легендарной эпопеи Игоря Болгарина «Адъютант его превосходительства»).
Наследие первого императора
Еще Пётр Первый в 1719 году утвердил государственную форму хранения ценностей, принадлежащих России. Так появилась Камер-коллегия, в регламенте которой приводился полный перечень ценностей и указывался порядок их хранения в специально организованном помещении – Царской Рентерии. Именно Рентерия должна была отвечать за драгоценные металлы и камни страны. Коллекция Рентерии все время пополнялась: для нее специально приобретались, например, уникальные драгоценные камни, заказывались орденские знаки и выдающиеся ювелирные украшения. Позже Рентерия, после ряда других наименований, получила название Бриллиантовой комнаты, и ее коллекция быстро стала выдающейся во всем мире, собрав подлинно исторические камни. Там же хранились регалии российской короны.
Кроме красоты камней, коллекции Комнаты сохранили для потомков замечательное искусство выдающихся ювелиров разных времен. Российские императоры часто приглашали их в Петербург, активно заказывали у них украшения и предметы быта. Например, швейцарец Иеремия Позье с 1730 года работал в России и стал творцом Большой Императорской короны для коронации Екатерины II в 1762 году. Не менее блистательными мастерами были Луи-Давид Дюваль и его сыновья, Леопольд Пфистерер, Георг Фридрих Экарт.
Вот как описывает Бриллиантовую комнату профессор минералогии и академик Императорской Академии наук и художеств Иоганн Готлиб Георги – уже при императрице Екатерине Второй, крайне неравнодушной к бриллиантам и вообще украшениям: «Государственные регалии стоят… под колпаком, по стенам сея комнаты разставлено несколько шкапов со стеклами, где лежит множество украшений алмазных и иных драгоценных каменьев, в других же великое множество орденских знаков, портретов Ея Императорского Величества, табакерок, часов и цепочек, готовален, перстней, бантов, золотых шпажных эфесов и других драгоценных вещей. Из сего выбирает Монархиня, что Ей угодно на раздариваемые Ею подарки».
При Марии Фёдоровне в Бриллиантовой комнате проходили сборы невест из императорской семьи перед торжественными брачными церемониями. Надо сказать, что при разных царствующих особах она переезжала в разные помещения Зимнего дворца (а порой и в другие здания) и состояла в структуре разных организаций. Какое-то время даже существовало две Бриллиантовых комнаты.
Постепенно отношение к коллекции великолепных произведений ювелирного искусства менялось. В середине XIX века была выпущена «Опись коронных бриллиантов», в которой значилось 375 вещей, и все они не подлежали отчуждению, то есть перестали быть частной собственностью членов императорской семьи и приобрели статус государственных.
Тем временем сокровищница продолжала пополняться. Был выделен на расширение запасов камней, металлов, редкостей и специальный бюджет: фонды «Приданный» для особ императорской фамилии и «Неприкосновенный для покупки бриллиантов». С 1885 года по 1917 год Кабинет получал ежегодный кредит в 150 тысяч рублей «на все расходы по кладовым».
В конце девятнадцатого столетия Бриллиантовая кладовая (так она в эту эпоху называлась) была капитально переустроена с повышением безопасности: появились вторые двери, стальные щиты на внутренних окнах, электрический звонок к гауптвахте и многое другое.
Как только началась Первая мировая война, ценности перевезли из Петербурга в Московский Кремль.
Советский период
В 1920 году декретом Совета народных комиссаров для «централизации, хранения и учета всех принадлежавших РСФСР ценностей» было создано Государственное хранилище ценностей Наркомфина – Го-хран России. Именно сюда советские учреждения и должностные лица должны были сдать «все имеющиеся у них на хранении, в заведовании, в переделке или на учете ценности из золота, платины, цветных драгоценных камней и жемчуга» и сдавать таковые новые, если они поступали, в будущем.
В Великую Отечественную войну Алмазный фонд и другие ценности Госфонда, в состав которого входил весь золотой запас СССР, были вывезены из столицы, затем вернулись обратно – без потерь.
В 50-е годы началась разработка богатейших алмазных месторождений Якутии. Именно тогда Гохран получил новый функционал: теперь он не только хранил ценности, но также, например, сортировал и обрабатывал алмазное сырье.
Таким образом, Гохран способствовал развитию алмазной промышленности в стране, выступая экспертом по характеристикам камней, а также проводя экспериментальные работы по рациональному использованию алмазов и разработке современных сберегающих методов их обработки. А уникальные камни редких цветов, форм и размеров продолжали пополнять коллекцию Алмазного фонда (например, алмаз «Творец» (298 карат), «Звезда Якутии» (232 карата), «50 лет Аэрофлота» (232 карата), «Мария» (105,98 карата), «Валентина Терешкова» (51,66 карата), «Горняк» (44 карата) – так же, как и украшения, созданные советскими ювелирами, работавшими при Гохране.
В 70-е годы случилась еще одна знаменательная перемена: в структуру Гохрана передали работавшую ранее при Гознаке Экспериментальную лабораторию ювелирного искусства. Основной ее задачей стало воссоздание утраченного из Алмазного фонда. Так были воссозданы знаменитые уникальные вещи, снова став ценными экспонатами и гордостью коллекции: платиновая диадема «Русская красавица», платиново-золотая диадема «Русское поле», гарнитур «Праздничный салют», брошь-бандо «Цветочная фантазия» и др.
В 1967 году, чтобы отметить 50 лет становления Советской власти, Алмазный фонд открыл специальную выставку для широкой публики. Изначально она была предусмотрена всего на год, но интерес к ней был так высок, что ее сделали постоянной.
В 1996 году Гохран перешел в ведение Министерства финансов России.
Наши дни
В настоящее время неверно воспринимать Гохран только как сокровищницу. Его функции неимоверно шире, в них входит, кроме очевидных задач по плану формирования Госфонда, его хранения, пополнения и расходования, экспертизы и реставрации ценностей, – еще и контроль вывоза из России и ввоза в Россию драгметаллов и драгкамней, содействие развитию ювелирного искусства, контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней в стране, учет сделок с необработанными драгоценными камнями.
Гохран имеет свое весомое слово в экономике. К примеру, в 2009 году Правительство РФ поддержало компанию «АЛРОСА» и приобрело у нее в состав Госфонда большой объем алмазов. Это стало важной спасительной мерой для компании, переживавшей кризис.
С другой стороны, Гохран также продает. В интервью «Российской газете» руководитель Гохрана России Андрей Юрин рассказал, что структура Государственного фонда драгметаллов и драгкамней сегодня меняется – с целью исключить из состава фонда то, что не является значимым для государства, и пополнить таким образом федеральный бюджет.
В 2017 году также произошло значимое событие: Правительством РФ впервые после долгого перерыва было принято решение о пополнении коллекции Алмазного фонда выдающимися ювелирными работами отечественных мастеров. Среди них – орден Св. Екатерины I степени, врученный сербской королевне Елене Петровне Николаем II, и браслет кабинетский с портретом императрицы Марии Александровны. С другой стороны, «АЛРОСА» в этот же период подарила фонду редкой чистоты алмаз «Иван Тургенев».
В 2018 году в Госфонд пришли две работы легендарной российской ювелирной фирмы Сазикова, и в том же году один москвич, нашедший в своей квартире клад из 146 золотых монет времен правления императора Николая II, передал их фонду. Так что источники расширения запасов ценностей разнообразные – и порой самые неожиданные.
Также в 2018 году был запущен проект по созданию оптических копий основных ценностей Алмазного фонда – ведь они имеют ограничения для экспонирования. Два института в партнерстве – отечественный Национальный исследовательский университет ИТМО (Санкт-Петербург) и Греческий институт голографии – применили технику художественной голографии для создания реалистичных голограмм-оптоклонов. Уже созданы оптоклоны орденов Святой Екатерины и Святого Александра Невского, турмалинового банта-склаважа Екатерины II.
Как пишет «Парламентская газета», 2 ноября 2019 года в Госдуму был направлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Эта статья серьезно ограничивала деятельность Гохрана, допуская размещать хранящиеся у него ценности исключительно на площадках федеральной собственности. Сейчас предлагается раздвинуть эти рамки – дать возможность размещать ценности Госфонда также в помещениях иных форм собственности при условии, что они оборудованы надлежащими средствами охраны и безопасности. Это сократит бюджетные расходы на периодическую перевозку, страхование и охрану ценностей Госфонда.
Источники данных для обзора: gokhran.ru, rg.ru, pnp.ru
Фото: gokhran.ru