Наследники богатых традиций тобольского косторезного ремесла
Тобольская фабрика художественных косторезных изделий — старейшее и единственное в своем роде отечественное предприятие. Основываясь на богатых традициях старого промысла, имея большой потенциал развития, сегодня фабрика расширяет рынки сбыта продукции, растит молодых талантливых мастеров и продолжает радовать земляков своим искусством.
Сохраняя бесценный опыт старых мастеров
В губернском городе Тобольске ремесленные косторезные традиции, известные с начала XVII века, складывались из заимствования навыков резьбы местных северных народов, творческого влияния традиционной северорусской (холмогорской) школы резьбы и обогащения художественными и техническими приемами русских переселенцев.
Первая сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С.И. Овешковой открылась в 1874 году, который официально считается годом основания тобольского косторезного промысла. Мастерская способствовала четкому оформлению его художественного стиля — выделению точной, детально проработанной круглой скульптуры со значительной долей северной тематики.
После Октябрьской революции изменился и формат деятельности косторезов. В 1929 году В.И. Денисов и Т.С. Песков смогли организовать косторезный цех при артели «Кустарь», позже он получил статус кооперативной промысловой артели «Коопэкспортсбыт» при «Многопромсоюзе». С этого года и ведет свою историю Тобольская фабрика.
В 1957 году освоены 55 новых образцов изделий, лучшие работы получили высокую оценку на выставках республиканского и международного масштаба.
Неповторимый почерк резчиков
Важным этапом в развитии Тобольской фабрики стало изменение в 1960 году традиционного подхода к поделочному материалу. Дело в том, что сырьем для тобольской резьбы служили дефицитные бивни мамонта и зуб кашалота. Для увеличения выпуска продукции было принято решение о запуске в производство кости-цевки. Этот рубеж фабрика преодолела благодаря сотрудничеству с НИИ художественной промышленности.
Преемственность поколений на предприятии никогда не прерывалась. Бок о бок с молодыми косторезами работают вошедшие в зрелую творческую пору выдающиеся художники. Г.А. Хазов в 1974 году получил звание «Заслуженный художник РСФСР», В.П. Обрядова вступила в 1975 году в Союз художников, Г. Г. Кривошеин получил в 1976 году Государственную премию РСФСР имени И.Е. Репина. У каждого из резчиков свой неповторимый почерк, свой стиль творчества.
Отличительная черта объемно-фигурной художественной резьбы из кости отдельных миниатюр и многофигурных скульптурных композиций — это тонкая и тщательная проработка деталей тел человека и животных, одежды, домашней бытовой утвари.
На рубеже веков главным художником ТФХКИ становится А.П. Кугаевский. Под его руководством создаются новые эталонные работы. На предприятие приходит молодежь из семей потомственных косторезов.
Гармония скульптурных композиций
Фабрика успешно продолжает и обогащает
традиции Тобольского косторезного промысла, способствует его развитию и преемственности богатого опыта, умений, секретов мастерства.
Продукция тобольских резчиков всегда славилась высоким качеством и сюжетным разнообразием. Основной тематический сюжет скульптур — этнографический, бытовые сценки из жизни местных народностей (хантов, манси, ненцев) и населения русской Сибири. Кроме того, это работы с русской фольклорной тематикой — персонажи народных сказок, герои Пушкина, Ершова и т. п.
Ключевой сюжет украшений — изображения мамонта, сибирской фауны и флоры в разных техниках резьбы. Каждое произведение восхищает гармонией скульптурных композиций, удивляет изяществом исполнения.
Художественные достоинства изделий ТФХКИ не раз отмечались высокими наградами. В их числе золотая медаль международной выставки в Брюсселе в 1958 году, орден «Знак Почета» (1975 г.).