Путин подписал закон о платформенной экономике
Закон относится, в первую очередь, к маркетплейсам, агрегаторам, сервисам доставки еды и такси.
Документ определяет ключевые понятия: «платформенная экономика», «цифровая платформа», «посредническая цифровая платформа» (ПЦП). Под платформенной экономикой понимается совокупность имущественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия участников с помощью цифровых интерфейсов. Вносятся требования к помещению платформ в специальный реестр, который будет вестись уполномоченным органом государственной власти.
Согласно закону, продавцы перед допуском на платформы обязаны пройти подтверждение через единые государственные реестры юридических лиц и ИП либо систему ЕСИА. В текст вносятся меры по защите прав потребителей: платформа должна обеспечить возможность связи с поставщиком и возвращать неисправный товар, а также инструмент возврата средств через интерфейс платформы. В закон добавлены строгие требования: запрещена продажа товаров без сертификатов, маркировки или с нарушением идентификации продавцов, а также запрещены дискриминационные платформенные условия.
Также устанавливается порядок применения скидок: платформа обязана предупредить продавца за заранее установленный срок, а скидки могут предоставляться лишь с его согласия. Вводятся правила формирования и ведения реестра ПЦП — с определением критериев, состава сведений, условий включения или исключения платформы из реестра.
Реализуется механизм досудебного разрешения споров: создается система жалоб, оператор платформы должен предоставить техническую возможность для их подачи и рассмотрения пользователями без обращения в суд.
Закон вступает в силу 1 октября 2026 года. Он не распространяется на деятельность аудиовизуальных, финансовых организаций, инвестиционных платформ, а также государственных, муниципальных информационных систем и специализированных электронных площадок.
Принятие этого закона стало ключевым шагом в рамках нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», инициированного в 2023 году для формирования правовой и инфраструктурной базы цифровой экономики к 2030‑му году.