Российский регион хочет дать Китаю право на разработку ресурсов
Об этом в кулуарах «Транспортной недели» сообщил спецпредставитель главы республики Владимир Донских. По словам Донских, обсуждения с китайскими партнерами включают не только возведение транспортной инфраструктуры, но и создание энергетических объектов в обмен на доступ к разработке полезных ископаемых на территории Тувы. Подобные модели, отметил он, уже используются в соседней Монголии. Так, China Railways договорилась с монгольской «ЧингисХаан Групп» о строительстве железнодорожной линии к пунктам пропуска «Цаган-Толгой» — «Арц-Суурь» на российско-монгольской границе.
Строительство дороги Курагино — Кызыл обсуждается почти два десятилетия. Первое соглашение было подписано в 2008 году с бывшим сенатором Сергеем Пугачевым — предполагалось, что магистраль обеспечит вывоз угля с Элегестского месторождения с запасами около 855 млн тонн коксующегося сырья. Спустя десять лет концессионное соглашение заключили с Русланом Байсаровым, владеющим лицензией на разработку месторождения, однако проект вновь был заморожен. В 2022 году идея получила развитие уже в рамках Центрально-Евразийского транспортного коридора.
Донских подчеркнул, что сегодня проект напрямую связан с редкоземельными металлами. Президент Владимир Путин поручил сформировать к 2030 году полный цикл переработки РЗМ на юге Красноярского края, а ближайшие крупные месторождения располагаются именно в Туве. Для исполнения поручения необходима новая транспортная инфраструктура, на которую у федерального бюджета и РЖД ограниченные ресурсы. Поэтому, по словам Донских, возможно подписание соглашения с китайскими структурами — на условиях передачи части технологий обогащения сложных полиметаллических руд, которых в России пока нет.
Юрист Vegas Lex Камилла Найдина отмечает, что модель «инфраструктура в обмен на ресурсы» широко применяется Китаем. В частности, аналогичная схема использовалась в сделке Sicomines в ДР Конго, где китайские компании получили доступ к месторождениям меди и кобальта.
Директор АО «Гиредмет» Андрей Голиней при этом считает, что глубокая переработка РЗМ в России вряд ли заинтересует китайские компании — их приоритет, скорее всего, ограничится доступом к сырьевой базе.
Директор консалтинговой практики MMI Василий Великий добавляет, что Китай за последние два года ввел жесткий экспортный контроль на технологии добычи, разделения и производства магнитов. Поэтому Пекин может выступить инвестором и подрядчиком, но финальная химико-металлургическая переработка и выпуск продукции, вероятно, останутся на территории КНР, что обеспечивает большую часть добавленной стоимости.