Внимание!На сайте ведутся работы в связи с обновлением, приносим извинения за причиненные неудобства

Внимание!На сайте ведутся работы в связи с обновлением, приносим извинения за причиненные неудобства

Внимание!На сайте ведутся работы в связи с обновлением, приносим извинения за причиненные неудобства

Т8 и Ростелеком. Синергия партнерства

3 Ноября 2020 в 09:26

Разработка и производство высокотехнологичного оборудования — один из наиболее динамично растущих сегментов современной мировой экономики. Как западные, так и российские компании, занятые в телекоммуникационной отрасли, вкладывают значительные ресурсы в исследовательскую деятельность и, как следствие, имеют возможность предлагать рынку эффективные востребованные решения. Ключевым фактором, сдерживающим развитие отечественного высокотехнологичного ландшафта, с момента перехода к рыночной экономике и до сегодняшнего дня остается высокая степень недоверия потребителя к российскому поставщику и российским технологиям. В этих условиях преодоление инерции стереотипа «российское — значит ненадежное» ложится на плечи немногих компаний — флагманов экономики, обладающих достаточными ресурсами и готовых занять ответственную гражданскую позицию. Значимое место в ряду таких компаний занимает ПАО «Ростелеком».

О том, как крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений выстраивает партнерство с разработчиками и вендорами оборудования, и каких результатов удается достичь, рассказал Константин Марченко, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ООО «Т8» — ведущего производителя телекоммуникационных систем спектрального уплотнения (DWDM) для оптических сетей связи в России и странах СНГ. Компания объединила уникальных специалистов — инженеров, математиков, физиков, — специализирующихся в области оптоэлектроники, благодаря чему сегодня выпускает DWDM- и CWDM-оборудование мирового класса.

— Информацию называют одним из самых ценных товаров постиндустриальной экономики. Если это так, то обеспечение доступа к информационным ресурсам становится делом государственной важности. Какие задачи сегодня стоят перед производителями телекоммуникационного оборудования? Насколько успешно они решаются?

— Отечественные производители телекоммуникационного оборудования изначально вынуждены существовать в несколько иных условиях, чем наши западные коллеги. Эти условия продиктованы самими особенностями нашей страны — прежде всего, ее масштабами.

Только представьте: вся Франция по площади меньше, чем одна Ленинградская область! И если передать сигнал из Ниццы в Дюнкерк сравнительно несложно, то передача информации из Санкт-Петербурга в Новосибирск — техническая задача совсем другого порядка. Чтобы выполнить ее, нужно уметь строить линии связи невероятной протяженности и решать множество сложных технических задач, не выходя за рамки доступного бюджета. То есть нам, здесь, в России, с самого начала были нужны технологии, позволяющие максимально снизить стоимость передачи одной единицы информации.

Сейчас такие технологии у нас есть. Наша компания разрабатывает и производит оборудование, которое передает высокоскоростные потоки на значительные расстояния без регенерации сигнала. Мы можем передать 100-гигабитный поток на расстояние в 4,5 тысячи километров без промежуточных точек регенерации — это мировой рекорд, достигнутый нами еще в 2012 году. Можно отметить, что до сих пор стоимость трафика для потребителя в России ниже чем в Америке или Европе. Это заслуга не только наша, но и Ростелекома, без его требований и задач не появилось бы многие типы устройств.

Еще одна особенность России — избыток широких полноводных рек, озер и других природных преград. Передача сигнала с одного берега водоема на другой осуществляется под водой. Однако традиционно используемые для этих целей разработанные за рубежом морские подводные сети обходятся очень дорого — как в плане исходной стоимости оборудования, так и в плане стоимости его эксплуатации.

Для решения этой проблемы мы разработали уникальные однопролетные подводные линии, способные передать сигнал «точка — точка» на расстояние до 500 км без регенерации сигнала. Наше оборудование позволяет использовать самый простой дешевый кабель и не требует установки дорогостоящих подводных усилителей. А раз нет усилителей — нет и расходов на их электропитание. Таким образом, мы снизили и стоимость системы, и эксплуатационные затраты, а еще — повысили надежность сети, исключив из нее потенциальный источник поломок.

В целом, работа на российского заказчика часто ставит перед производителями нетривиальные задачи, которые требуют не просто реакции инженеров и перенастройки оборудования, а проведения глубоких научных исследований, радикальной модернизации существующих устройств или разработки принципиально нового оборудования. Иными словами — качественного развития самой технологии.

К примеру, сейчас мы работаем над решением серьезной задачи по обеспечению бесперебойной работы воздушных линий во время грозы. Дело в том, что когда молния попадает в грозотрос, физические свойства оптоволокна, из которого состоит линия, на мгновение изменяются, и оно сбивается, теряет возможность передавать информацию. Ключевой параметр, который меняется при ударе молнии, — поляризация. Причем, скорость ее изменения невероятно высока: в среднем она составляет 3-5 Мрад, а при сильных ударах может доходить до 25 Мрад. Сбой длится микросекунды, но в канале связи скоростью в несколько сотен гигабит он приводит к потерям существенных объемов данных. С учетом того, что России есть районы, где мощность гроз выше, чем в США, проблема крайне актуальна.

Чтобы исключить сбои из-за краткосрочного изменения поляризации, необходима система, которая сможет отследить и оперативно адаптироваться под быстрое изменение параметров волокна. Для решения этой задачи мы разработали грозоустойчивое оборудование, которое гарантированно удерживает в работоспособном состоянии канал связи даже при сильных и продолжительных грозах.

— Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что российские производители телекоммуникационного оборудования сегодня разрабатывают решения, по качеству и надежности не уступающие лучшим зарубежным образцам.

— Так и есть. Наши решения с успехом используют в Казахстане, Малайзии, Индонезии. Сейчас ведем переговоры с африканскими странами.

Однако, как ни парадоксально, внутренний потребитель остается верен старым догмам и не допускает мысли, что российский производитель сможет на равных конкурировать с иностранными аналогами или даже предложить решение лучше и совершеннее.

До сих пор на профильных конференцияхподчас невозможно говорить о российском оборудовании — среди присутствующих обязательно найдется пара «специалистов», готовых обесценить любые слова спикера, рассказывая о низком уровне отечественных разработчиков и замшелыми шутками о советских микросхемах с ручками для переноски. Разумеется, подобные люди прежде всего демонстрируют вопиющий непрофессионализм и непонимание рынка. На самом деле в России найдется как минимум полтора десятка дизайнерских центров, которые выпускают микросхемы, отвечающие международным стандартам качества и идущие на экспорт.

Подчас глубокое непонимание вызывает и тот факт, что мы не делаем всю элементную базу самостоятельно. На самом деле, это общепринятая мировая практика. На сегодняшний день никто из ведущих вендоров не разрабатывает и не производит весь набор микросхем, у многих даже нет собственных производственных линий, вся работа происходит по контракту. Мы работаем по такой же схеме, наши оборудование производится на заводах Москвы и Подмосковья.

Всякий раз, выходя на новые рынки, мы вынуждены ломать стереотипы — убеждать людей, которые изначально отказываются от диалога с отечественным производителем, попробовать нашу продукцию. Людям, в головах которых, как гвоздь, засела мысль «отечественное хорошим быть не может» преодолеть этот стереотип чрезвычайно сложно.

Всякий раз, выходя на новые рынки, мы вынуждены ломать стереотипы.

Однако уже первый опыт эксплуатации отечественного оборудования меняет дело. Увидев реальный результат, люди видят, что оборудование работает и не уступает зарубежным аналогам. Пользоваться услугами российского поставщика и правда чрезвычайно выгодно: в отличие от зарубежных вендоров, мы рядом, мы всегда на связи и готовы оперативно отреагировать на любой запрос. Да даже в плане снабжения ЗИП мы даем сто очков вперед: представительства, подразделения и склады «Т8» есть в нескольких регионах России, так что мы можем оперативно обеспечить заказчика всем необходимым.

Кроме того, мы готовы выйти за рамки модели «продавец — покупатель» и выстроить в полной мере партнерские отношения — кастомизировать какое-то типовое решение, доработать систему под потребности заказчика, разработать оборудование с какими-либо эксклюзивными характеристиками. Для нас это тоже полезно: мы таким образом получаем возможность решить интересную задачу, выйти на новый технологический уровень, предложить рынку востребованную продукцию.

С зарубежными разработчиками диалог в духе «хочу такое же, но с перламутровыми пуговицами» не построишь. Поэтому, как только потребитель убеждается в качестве отечественной продукции и удобстве отечественного сервиса, он уже не уходит.

Кроме того, есть еще один немаловажный фактор, который не стоит сбрасывать со счетов. Вся конструкторская разработка — на 100% российский продукт, созданный с нуля нашими сотрудниками. Весь программный код — не только код верхнего уровня, но и код внутреннего ПО — написан нашими специалистами. Это позволяет гарантировать безопасность нашего оборудования и оперативность решения задачи пользователя при обращении в службу сервисной поддержки.

И все же первый контакт с потребителем до сих пор чрезвычайно сложен. И эта настороженность, антипатия, недоверие ко всему отечественному — важный фактор, препятствующий развитию отрасли.

Недоверие ко всему отечественному — важный фактор, препятствующий развитию отрасли.

— Как преодолеть инерцию мышления в обществе?

— Выход из этого тупика стал возможен благодаря тому, что сразу несколько системообразующих предприятий — флагманов российской экономики — проявили гражданскую ответственность и взяли курс на работу с отечественным производителем.

И первым в ряду этих флагманов стало ПАО «Ростелеком».

Наше сотрудничество началось в 2005 году — тогда, 15 лет назад, никто толком еще не представлял перспектив технологии спектрального уплотнения.

Ростелеком стал первой российской компанией, которая доверилась российским разработчикам телекоммуникационного оборудования и, взяв на себя роль не просто заказчика, а полноправного партнера — постановщика задач; выступила драйвером для всей отрасли, подала пример другим компаниям.

— Ростелеком известен как крайне взыскательный заказчик. Как началось ваше партнерство? Как технологии Т8 были внедрены на его объектах?

— Конечно, доверительные отношения сложились далеко не сразу. Сотрудничество развивалось поэтапно. Ростелеком долго приглядывался к нам и проверял наш уровень компетенции каждый раз повышая требования.В итоге наши усилия были вознаграждены.

В 2005 году мы внедрили наше оборудование на сетях Северо-Западного телекома, впоследствии вошедшего в состав Ростелекома в статусе макрорегионального филиала (МРФ) «Северо-Запад». К моменту слияния компания уже обладала развитой сетью спектрального уплотнения, так что руководство Ростелекома получило возможность познакомиться с новой технологией. Кроме того, тогда уже был построен и функционировал существенный фрагмент DWDM-сети в МРФ «Сибирь». На сегодняшний день наше оборудование эксплуатируется также в МРФ «Центр», МРФ «Волга» и МРФ «Юг».

В самом начале Ростелеком поставил перед нами задачу разработать устройства для формирования каналов связи со скоростью 10 гигабит в секунду. Сразу после 10-гигабитных устройств выяснилось, что на ряде линий компания уже испытывает потребность в оборудовании, обеспечивающем скорость 40 гигабит в секунду. Мы создали и такое оборудование и продемонстрировали его возможности на стенде в собственной лаборатории. Лаборатория «Т8» занимает площадь в 800 квадратных метров и позволяет симулировать фрагмент сети протяженностью несколько тысяч километров, поэтому проведенные в ней тесты максимально полно воспроизводят реальные условия.

Результаты испытаний впечатлили заказчика, и в 2009 году наше оборудование со скоростью передачи 40 гигабит было поставлено на линии Санкт-Петербург — Петрозаводск.

Ростелеком ставил перед нами новые задачи, а мы занимались их выполнением, наращивая научно-технический потенциал, углубляя исследовательские компетенции, раз за разом выходя на новый уровень. Спустя три года — в 2012-м — наша компания стала одним из первых поставщиков коммерческого оборудования со скоростью передачи информации 100 гигабит. Это оборудование стало прорывом, на тот момент далеко не у всех зарубежных производителей были такие скоростные системы.

Сегодня мы выпускаем транспондеры со скоростями передачи информации 200 гигабит, 400 гигабит и даже 600 гигабит на одну лямбду.

— Как сейчас выглядит ваше сотрудничество с ПАО «Ростелеком»?

— Сегодня сотрудничество работает так. Ростелеком на стратегическом уровне формирует долгосрочные цели — не на месяц-другой, а на годы вперед — и на тактическом уровне ставит перед нами определенные технические задачи, дает время на выполнение этих задач, контролирует качество их исполнения — при необходимости, вносит коррективы, а затем принимает решение о внедрении тех или иных решений на своих объектах.

При этом, что немаловажно, Ростелеком придерживается именно партнерских позиций: если наши решения не удовлетворяют требованиям компании, мы получаем возможность их доработать. Все происходит четко, конструктивно, последовательно. Каждая сторона понимает и принимает тот факт, что исследования и разработки требуют времени и ресурсов.

Ростелеком не боится поставить сложную задачу и реально оценивает время, необходимое на ее решение. А полученный результат в дальнейшем приносит пользу не только Ростелекому, но и всей стране. Полученные компетенции и опыт проектирования для Ростелекома могут быть использованы и для развития всей нашей линейки оборудования и выпуска других продуктов. Так, к примеру, наше оборудование с успехом используется на сетях Газпрома, Сбербанка и других ведущих корпораций.

Полученные компетенции и опыт проектирования для Ростелекома могут быть использованы и для развития всей нашей линейки оборудования и выпуска других продуктов.

— Таким образом, ставя задачи компании, Ростелеком выступает одним из драйверов развития всей телекоммуникационной отрасли в целом?

— Именно так. Благодаря ответственной гражданской позиции руководства Ростелекома постепенно формируется, растет высокотехнологичный ландшафт страны. Ведь помимо заказчиков, мы активно работаем и с другими партнерами — разработчиками алгоритмов и оборудования — советуемся, обмениваемся опытом, реализуем совместные проекты.

Так, к примеру, в настоящее время в России ведется разработка отечественного когерентного процессора, который даст возможность выпускать оборудование с полностью прозрачным кодом для высокоскоростных линий и тем самым гарантировать безопасность высокоскоростных информационных потоков. На сегодняшний день полностью отработаны все алгоритмы, началась работа по созданию микросхем.

Вообще реализация многих проектов стала возможной благодаря тесному сотрудничеству Минпромторга и Ростелекома, выступивших с единой консолидированной позицией. Минпромторг со своей стороны оказал поддержку разработчикам, дав возможность принять участие в ряде государственных программ, а Ростелеком, выступив заказчиком и постановщиком задач, гарантировал полигон для внедрения новых разработок на своих магистральных сетях. Таким образом был создан единый цикл «государственный заказчик — производитель — государственный потребитель», позволивший воплотить в жизнь передовые российские решения.

Консолидированная позиция Минпромторга и Ростелекома позволила создать единый цикл «государственный заказчик — производитель — государственный потребитель» и воплотить в жизнь передовые российские решения.

Подобная сдержанная, конструктивная позиция заказчика — огромное подспорье для российских разработчиков. Без этой этой поддержки отечественным предприятиям пришлось бы намного труднее. По сути именно Ростелеком определяет нашу программу развития и позволяет нашему предприятию и нашему оборудования выйти на уровень мировых лидеров. «Т8» уже на протяжении нескольких лет занимает 1-е место в рейтинге «ТехУспех» группы самых инновационных компаний и входит в ТОП-5 рейтинга средних компаний. Все, чего мы достигли, — это результат труда нашего уникального коллектива и усилий Ростелекома по заданию вектора развития.

Чем больше компаний последуют примеру Ростелекома и смогут выстроить подобные партнерские отношения с подрядчиками — предъявлять грамотные требования к оборудованию, проводить грамотные испытания и задавать вектор развития разработки, — тем скорее отечественная отрасль, производящая телекоммуникационное оборудование, сможет уйти от зависимости от импорта, обеспечить потребности российских потребителей и занять достойное место на зарубежных рынках.

Чем больше компаний — флагманов экономики — последуют примеру Ростелекома и выстроят партнерские отношения с подрядчиками, тем скорее отечественная отрасль, производящая телекоммуникационное оборудование, сможет уйти от зависимости от импорта, обеспечить потребности российских потребителей и занять достойное место на зарубежных рынках.