Урал как территория российского креатива
19–23 августа в Екатеринбурге состоялась UF LAB – Международная неделя моды в Екатеринбурге, которая объединила креативных предпринимателей со всей России. Организаторами в этот раз стали не журналы или модельные агентства, а правительство Свердловской области, в том числе министерство инвестиций, администрация города Екатеринбурга, Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП), а также Агентство стратегических инициатив – проект был реализован в рамках его регионального стандарта развития креативных индустрий. Идея проекта приурочена к 90-летию региона и принадлежит губернатору Евгению Куйвашеву.
UF LAB – часть более масштабного проекта по поддержке уральских и в целом отечественных дизайнеров – U'FASHION. В рамках U'FASHION состоялся Всероссийский конкурс дизайнеров и брендов, финалисты которого продемонстрировали свои коллекции на Неделе моды. После заключительного показа были определены победители конкурса – их выбирали авторитетные эксперты от моды, легпрома и бизнес-сообществ, оценивая работы в том числе с точки зрения маркетинга, упаковки, презентации.
Пресс-служба СОФПП цитирует министра инвестиций и развития Свердловской области Вадима Третьякова:
– Наша амбиция – сделать U'FASHION не менее значимым в своей сфере, чем ИННОПРОМ для промышленников. Мы ведем переговоры с модными домами, с бизнесом, с представителями органов государственной власти всех дружественных нам стран: Китай, Турция, Азербайджан. И видим большой отклик и интерес – не только к непосредственному участию в Неделе моды, речь идет о выстраивании долгосрочных взаимоотношений, реализации международных проектов, в которых каждый участник получает свою выгоду, а Свердловская область – еще одну точку опоры, зону роста, что в конечном итоге влияет на жизнь каждого. Ведь модные показы, продвижение уральских дизайнеров – это только видимая часть айсберга. Речь идет о развитии компаний, которые платят налоги, создают рабочие места.
– Проекты, входящие в контур U'FASHION, объединят участников креативной сферы, помогут им в поиске партнеров и дальнейшем развитии, будут способствовать формированию инфраструктуры для модной индустрии, появлению новых информационных продуктов. В 2025 году ресурс будет интегрирован с маркетплейсом, где региональные дизайнеры и бренды смогут продвигать и продавать свою продукцию, – в свою очередь отметил директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.
Победители Всероссийского конкурса дизайнеров, награждение прошло после заключительного показа Международной недели моды UF LAB:
- 1-е место. Maverlok (Екатеринбург) и I.B.W. ideal basic wear (Екатеринбург). Бренды получили по 300 тыс. рублей, Maverlok также – размещение в универмаге Bolshoy на специальных условиях, съемки кампейна и другие возможности от площадки; I.B.W. – два месяца специальных условий для продажи своих изделий в крупнейшей сети универмагов российских товаров SLAVA.
- 2-е место. Toomatch (Екатеринбург) и Koss Koss (Санкт-Петербург). Бренды получили по 200 тыс. рублей. Toomatch награжден специальным призом от глянцевого журнала The Voice, а Koss Koss – специальными условиями для размещения в интернет-бутике Vipavenue, одного из крупнейших fashion-ритейлеров России.
- 3-е место. Unke (Тверь). Бренд получил 200 тыс. рублей.
Остальные финалисты также получили призы:
- Norkina Daria N97 (Тюмень) – 100 тыс. рублей и размещение на спецусловиях в Vipavenue;
- «КинДом» (Екатеринбург) – 100 тыс. рублей и съемки от фотографа Сергея Аутраша;
- Big Brooch (Екатеринбург) – 100 тыс. рублей и спецусловия от Vipavenue и подарок от Bebrand;
- After 23.05 (Екатеринбург) – 100 тыс. рублей и сертификат на бесплатное обучение от Fashion Consulting Group, партнера UF LAB;
- Perce-Neige (Москва) – 100 тыс. рублей;
- Creatore (Екатеринбург) – разработка коммуникативной стратегии от московского PR-агентства Kontora;
- Kara Hiden (Екатеринбург) – сертификат на обучение от Fashion Consulting Group;
- Raznitsa (Екатеринбург) – спецусловия для размещения в fashion-store Hi-Light;
- Alena Musaeva (Волгоград) – интервью в «Коммерсант»;
- Mansen (Екатеринбург) – фотосъемка от креативного кластера «Домна».
Источник: UF LAB
Одним из спикеров Недели моды стал Артём Миронов, основатель креативной экосистемы Quokka (производитель мерча и корпоративной одежды), обладатель звания «Предприниматель года – 2023», доверенный партнер Альянса Х Beinopen (сообщества профессионалов индустрии моды) по УрФО. Главпортал побеседовал с ним о важности бренда для корпораций.
Фото: Александр Шамарин
– Артём, как изменился рынок мерча? Что было пять лет назад и что теперь – есть разница?
– Начнем с того, что само понятие «мерч» относительно корпоративной продукции начало использоваться как раз лет пять назад. Раньше оно было в ходу в основном среди музыкальных групп, которые делали футболки для фанатов и продавали их на концертах. Сегодня слово «мерч» глобально заменило ранние обозначения вроде «сувенирной продукции» и «промопродукции», которые уже не отражают сути явления. Мерч – это нечто большее, чем просто «сувенирка», то, что уже может стать полноценный брендом.
Мерч – (merch, сокр. от англ. merchandise, «товар») – продукция с символикой и логотипом компаний, мероприятий, персон, распространяемая в ассоциации с ними. По данным Сбермаркетинга и E+Awards, объем российского рынка брендированной продукции в денежном выражении достигает 70 млрд рублей. Согласно исследованию SberShop, ежегодный прирост этого рынка оценивается в 10–15%. Брендированной продукцией пользуются почти 86% россиян, а 61% обращают внимание на мерч, который носят другие люди. В целом за прошлый год рынок мерча, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), прирос на 62%.
– Сегодня рынок условно можно разделить на два сегмента. Первый – это Китай и страны Средней Азии, оттуда везут все гаджеты, кружки, брелоки, текстиль. Миллиарды единиц этой продукции лежат в Москве и Санкт-Петербурге. Второй – это всё, что производит Россия: полиграфия, кое-какие пластиковые аксессуары. Одежда также либо производится в Китае, Узбекистане и других странах Азии, либо шьется в России. И российский сегмент – очень перспективная ниша: она находится на стыке отечественного рынка промопродукции и отечественного fashion-рынка.
Бум fashion-рынка в России и в мире сегодня напрямую влияет на рынок мерча, поскольку производители учитывают актуальные цвета и виды нанесения принтов, силуэты и материалы. Когда Институт Pantone объявляет цвет года, мы везде видим этот колор. Если мода приходит на определенные ткани, все поставщики везут именно их.
Можно с уверенностью утверждать, что рынок развивается, потребности клиента растут – как в количестве, так и в требованиях к качеству: базовых футболок уже недостаточно. Все хотят «что-то интересное» – лекала, принты, присылают референсы из брендовых магазинов одежды, как российских, так и западных.
Более того, сегодня сам мерч уже становится элементом fashion-рынка на фоне ухода многих иностранных брендов одежды и аксессуаров из России. В этом и состоит смысл: из сувенирной продукции сделать мерч, а из мерча сделать самостоятельный бренд, чтобы его хотелось купить. Чтобы это была не «сувенирка», которую дарят на деловых встречах и потом оставляют пылиться в ящике стола или на полке, а те вещи, которые хотелось бы носить, чтобы показать их качество – и, конечно, свое отношение к конкретному бренду, будь то нефтегазовая компания или IT-экосистема. Когда мерч переходит в бренд, его готовы покупать даже задорого, следить за новинками, дарить близким и важным людям. Его носят в том числе даже те, кто не имеет отношения к компании, которая производит мерч, не являются ни клиентом, ни сотрудником. Например, какой-нибудь геолог с удовольствием надевает куртки с брендом кинотеатра, потому что ему нравятся и сам кинотеатр, и качество курток.
– Бывает, что из производителей мерча компания вырастает в чистый fashion-бренд? Quokka не рассматривала такой вариант?
– Да, такое случается – мерч-бренды уходят в рувир, часто начинают работать в определенных нишах – одежда для диджеев и тусовщиков, одежда для спорта, домашние пижамы и т. д. У нашего штатного дизайнера, например, тоже сформировалась коллаборация со спортсменом, который занимается дрифтом.
Здесь все зависит от амбиций конкретного производителя. Если говорить непосредственно о нас, плюс нашей экосистемы в том, что мы обладаем всеми ресурсами для полного цикла – от разработки и производства продукта до технологий продаж и продвижения. Однако мы намеренно заняли нишу «делать продукт для других». Да, можно было пойти в сторону моды, но я сравниваю рентабельность и пока из двух вариантов – продать 200 fashion-футболок или же 2-3 тысячи мерчевых – выбираю второй. У нас и без того много проектов: швейный и печатные цеха, студия дизайна, культурное пространство «Мерчеварня», выездные бары по производству мерча на масштабные массовые мероприятия. Плюс мы работаем над концепцией развития fashion-сообщества в Свердловской области и формирования Уральского креативного кластера.
Да, мы могли бы расширить свой швейных цех до фабрики, шить целые продуктовые группы текстиля. Но мы решили отработать унификацию, автоматизацию качества, то есть на таком уровне научиться делать то, что мы делаем, чтобы выдавать самое высокое качество при любом тираже.
В общем, пока выбор между fashion-брендом и большим производственным кластером для меня очевиден. Но я всегда поддерживаю тех людей, кто сделал выбор в сторону моды: стране нужны новые отечественные бренды, выпускающие актуальную и качественную продукцию.
– Расскажите подробнее о проекте Креативного кластера.
– Отраслевой креативный кластер на базе типографии Уральский рабочий (располагается в центре Екатеринбурга, по адресу Ленина 49В) – практически первый эксперимент такого рода в российских регионах. Аналогом можно считать легпромкластеры в Турции и Китае – там же не производятся все товары на одной централизованной фабрике. Производство продукции распределено по цехам и подрядчикам – один такой кластер может иметь до 50 участников. Все выпускается в партнерской сети: один нарисовал, второй сшил, третий протестировал, четвертый пришил фурнитуру, пятый нанес принт… и так далее. Кроме того, в таких сетях и ассортимент товаров обычно широк – белье, платья, пижамы, детская одежда, а это все разные производители.
Задуманный в нашем регионе креативный кластер, подчеркну сразу, – это не модное пространство, как многие думают, не коворкинг-зона, не место для тусовок. Это место, где мы воссоздадим все этапы создания модного продукта в правильном порядке – от банка материалов, идей и форм до пошива, брендирования и упаковки. И ассортимент тоже будет разный. Я хочу, чтобы в итоге клиент этого кластера мог закрыть с его помощью максимум своих потребностей. Мог отработать и дизайн, и лекала, упаковку и пост-продакшн. Наш кластер займет свое место в креативной индустрии региона, прежде всего, как точка создания продукта, другие креативные проекты нашей области будут работать в единой партнерской сети. Образование, продвижение и ритейл – креативной экономике региона требуется комплексный подход для кратного роста. Целевая аудитория кластера – это производственники, ритейлеры, дизайнеры и модные бренды, которые хотят развиваться внутри страны и в будущем выйти на мировой рынок.
– А если говорить о ваших клиентах, то можно ли их категоризировать?
– По отраслям это сделать сложно, среди наших клиентов есть представители самых разных отраслей – от производственников до розничных ритейлеров. Мы и с IT работаем, и с металлургией. В приоритете развития клиентской базы – корпоративный клиент: средние, крупные и крупнейшие компании, хотя мы не отказываемся и от микробизнеса.
Госзаказ мы тоже реализуем, ведь мы с него и начинали: с 2017 года стали обеспечивать брендбуками и мерчбуками, одевать молодежные форумы и фестивали, различные волонтерские движения, слеты, чемпионаты. У нас очень хорошее портфолио, прекрасная репутация среди молодежных организаций на территории всей России. Люди в этой сфере помнят нас еще с тех времен, когда сами были школьниками, студентами, рядовыми волонтерами и носили наши вещи. Они выросли, заняли определенные должности, реализуют свои амбиции и со времен своей юности запомнили нас как энтузиастов, способных решить любую задачу с высоким качеством в короткие сроки и традиционно без предоплаты. Мы не зря старались сразу формировать партнерские отношения с молодежью, не вкладываясь в классические виды рекламы, а задействуя в первую очередь сарафанное радио. Мы знали, что эта аудитория вырастет и придет к нам с заказами.
– Где берете текстиль и другие материалы?
– Большую часть – в России. Собственный швейный цех закрывает примерно треть наших потребностей, остальное делают наши подрядчики – швейные, вязальные цеха, кто-то производит ремни, кто-то – сумки, рюкзаки, кто-то – верхнюю одежду.
Надо сказать, что и мы, и другие мерч-производители дают новые рабочие места малому бизнесу, многие микрофирмы держатся на плаву, развиваются и растут за счет подобных заказов.
– Вы предлагаете свое видение при выполнении заказа – или делаете только так, как хочет клиент?
– Наша бизнес-модель всегда предполагает предложение от нас – нашего видения, наших возможностей и экспертизы. Мы показываем и уже выполненные удачные кейсы, если они в чем-то пересекаются с задачей заказчика. Обычно итогом становится коллаборация, взаимное обогащение идеями. С другой стороны, есть партнеры, креативность которых нас приятно удивляет, у которых уже мы заимствуем что-то, даже добавляем их позиции в свой каталог. Это вещи, которые интересны по своей идее и которые на практике будут полезны всем.
– Как вам помогают органы власти и предпринимательские союзы?
– Мы плотно работаем с различными ведомствами и организациями с 2020 года, в том числе с СОФПП – получали от фонда маркетинговую поддержку, организовывали по его заказу образовательный акселератор по выходу брендов на маркетплейсы, брали в рамках его программ микрозаймы, сегодня работаем с ним по проекту U'FASHION, участвовали в мероприятии СОФПП и Ассоциации стратегических инициатив по развитию креативных индустрий. Очевидно, что и власть, и бизнес-ассоциации сегодня внимательно следят за трендами предпринимательства, за перспективными нишами – и стараются стимулировать развитие подающих надежду бизнесов, оказать им поддержку.
В ноябре мы планируем участие в форуме по fashion-индустрии, который организуют Институт индустрии моды Beinopen и BNPL-сервис Т-Банка «Долями». Дополнительно к этому мероприятию сделаем свое локальное – это будет либо проектная сессия в рабочих группах, либо круглые столы на отдельные тематики. Этим аккордом мы хотим завершить свой год.