На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.

Иран и США: контуры грядущей войны

10 Февраля 2026 в 11:39
Дипломатические события последних недель и активные военные приготовления в ближневосточном регионе показывают, что США и Иран неуклонно движутся к войне.

Последние недели на фоне вялого переговорного процесса между США и Исламской республикой наблюдается беспрецедентная концентрация военных сил США в регионе. Авианосец USS Abraham Lincoln в сопровождении военно-морской группы эсминцев ВМС США уже достиг Оманского залива. Теоретически, территория Ирана уже находится в досягаемости боевой авиагруппы, расположенной на авианосце.

В настоящее время на американские базы в Ираке, Иордании, Саудовской Аравии и странах залива, а также на базу Акротири на Кипре продолжают прибывать дополнительные пусковые установки ПВО Patriot и THAAD для защиты военных баз от потенциальных ударов иранских баллистических ракет и БПЛА. По другим сообщениям, в Катар доставлен самолет-разведчик RC-135V (Rivet Joint) для перехвата коммуникаций. В Персидский залив направлены до шести самолетов РЭБ EA-18G Growler, а в Индийский океан переброшены тяжелые бомбардировщики B‑2 Spirit (до шести самолетов) на базу Диего-Гарсия), планируется дополнительное развертывание бомбардировщиков B-2 и B-52 на этой базе, вероятно, для более интенсивных ударов по Ирану. На фоне всего этого, США стянули на Ближний Восток до 50% всего своего арсенала военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster. С 14 января США направили свыше 120 рейсов ВВС в зону Центрального командования (CENTKOM), которое охватывает Ближний Восток.

Существуют также предположения, что на Ближний Восток в настоящее время движется еще один авианосец USS George H. W. Bush. Авианосец покинул базу в Норфолке (Вирджиния) в середине января и вероятной точкой назначения может быть Оманский залив, однако официального объявления о передаче авианосца Центральному командованию США не было. Авианосец отключил транспондеры, чтобы скрыть маршрут своего движения.

Также появились сообщения, что США перебросили бригаду спецназа Delta Force в юго-западный Туркменистан. Ранее эта бригада участвовала в захвате венесуэльского лидера Николаса Мадуро в ходе военной операции армии США против Венесуэлы 3 января. Вероятнее всего, США рассматривают проведение похожей десантной операции против иранского руководства, поэтому в качестве страны переброски был выбран Туркменистан. Если бригада действительно переброшена в эту страну, то в настоящее время она может находиться на расстоянии около 300–400 км до Тегерана. Теоретически, эта бригада может участвовать в операции против иранского руководства.

По словам ветерана американских кампаний на Ближнем Востоке Джека Уолтера, давшего комментарий CBS, мир становится свидетелем крупнейшей военной мобилизаций США на Ближнем Востоке в истории Америки.

Эти подготовительные меры армии США могут свидетельствовать как о подготовке к ударам против военно-политического руководства Ирана, так и могут быть принуждением к заключению сделки. В начале февраля США и Иран провели переговоры при посредничестве Омана. Изначально США настаивали на проведении переговоров, затрагивающих ядерную и ракетную программы Ирана, вопросы поддержки Ираном прокси-сил в регионе, а также проблемы политзаключенных и обращения с протестующими. Иран настаивал на обсуждении только ядерной программы. В итоге повесткой переговоров, по заявлениям иранских властей, стала исключительно ядерная программа. Прошедшие переговоры не завершились подписанием каких-либо соглашений: стороны условились продолжить консультации.

Дальнейшие действия сторон показали, что переговоры в действительности провалились. Глава МИД Исламской республики Аббас Аракчи заявил, что Иран ни в коем случае не откажется от программ баллистических ракет и не согласен на нулевое обогащение урана. Россия предложила свои услуги по хранению иранского урана на своей территории. Предложение вывезти уран в третью страну было отвергнуто иранскими властями. Позже Аракчи заявил, что даже ценой войны Иран не откажется от обогащения.

После переговоров в Омане США, судя по всему, ускорили и нарастили переброску военных транспортных самолетов в регион, о чем свидетельствует переход базы НАТО Шмангдалем в Германии на круглосуточный режим работы. Эта база используется для транспортировки самолетов ВВС США на Ближний Восток.

Помимо баз непосредственно на Ближнем Востоке, не менее 20 транспортных самолетов ВВС США прибывали в Армению и Азербайджан на фоне визита вице-президента Джей Ди Вэнса. Таким образом, помимо территорий традиционных союзников США в лице Ирака, Иордании, Саудовской Аравии и стран Персидского залива американские войска продолжают прибывать на территории к северу и северо-востоку от иранских границ. Иран оказывается в кольце стран, где находятся американские войска

Отголоски 12-дневной войны, протесты в Иране и начало эскалации

Предысторией нарастающей эскалации стали неразрешенные итоги 12-дневной войны. Израилю удалось существенно ослабить противовоздушные возможности Ирана в ходе авиационных бомбардировок. Неясно, привели ли удары США по ядерным объектам Ирана к существенному снижению обогащения урана в этой стране. Заявляемой целью 12-дневной войны было недопущение получения Ираном возможности создания ядерного оружия (теоретически создание ядерной боеголовки возможно при 60%-ном обогащении). Финальную «сделку» после 12-дневной войны, несмотря на призывы Трампа, стороны так и не заключили. Для Израиля остается угрозой иранская ракетная программа, представляющая собой линейки баллистических ракет.

В конце декабря 2025 года в Иране вспыхивают протесты, которые были спровоцированы повышением цен на топливо в стране на фоне инфляции и падения стоимости иранской валюты. Начались забастовки торговцев базаров, которые в знак протеста против роста цен закрыли свои лавки. Забастовки базаров охватили крупнейшие города Ирана, включая столицу Тегеран. Помимо протестов торговцев, начались забастовки студентов в иранских университетах, уличные выступления в крупных и малых городах. В ряде городов (особенно в провинциях Фарс, Лурестан, Керманшах и Илам) произошли серьезные столкновения протестующих с полицией.

Протесты практически сразу приобрели политический характер. Торговцы базаров и протестующие на улицах Ирана начали скандировать лозунги в поддержку сына последнего шаха Ирана и наследника иранского престола Резы Пехлеви, который живет в изгнании и в последние годы является неформальным лидером иранской оппозиции за рубежом.

Наследный принц Реза Пехлеви сделал ряд обращений к иранскому народу и по сути возглавил координацию протестов. Он призвал иранцев занимать центральные улицы городов. В результате, по его призыву, на улицу 8 и 9 января, по данным европейской разведки, вышли как минимум 5 млн человек по всему Ирану (включая около 1,5 млн в самом Тегеране). В отчете европейской разведки говорилось, что протесты стали самыми массовыми в Иране со времен Исламской революции 1979 года и явились экзистенциальным вызовом для существования Исламской республики.

Власти Ирана с 8 января (дата первого призыва Резы Пехлеви) полностью отключили интернет с целью нарушения координации протестующих и ввели в города военные подразделения КСИР для подавления протестов. КСИР использовали против демонстрантов огнестрельное оружие, начиная от автоматов и заканчивая крупнокалиберными пулеметами и бронетехникой. Подобное подавление со стрельбой на поражение стало беспрецедентным в истории современного Ирана. По данным Iran International, число погибших в ходе жестокого подавления протестов только в первые дни призывов Резы Пехлеви могло достигать 12 000–16 500 человек. Эти цифры, по словам иранского зарубежного СМИ, основаны на сообщениях изнутри страны и данных от местных медицинских источников и сотрудников силовых структур. Организация HRANA задокументировала за все время протестов как минимум около 6 941 подтвержденную смерть, (6 495 — протестующие и 446 — сотрудники силовых структур), добавив, что 11 630 заявленных смертей находятся на стадии расследования. Time, ссылаясь на источники в минздраве Ирана, сообщала о 30 тыс. погибших только за 8–9 января. Власти Ирана заявили, что погибло 3 117 человек, среди которых 2 427 — мирные жители и силовики, а 690 — люди, которых власти назвали «террористами». Также иранские чиновники заявили, что в результате беспорядков было подожжено 750 банков, 414 правительственных учреждений, 749 полицейских участков, около 200 исламских семинарий и около 350 мечетей.

Президент США Дональд Трамп в ходе протестов призывал протестующих не покидать улицы, захватывать государственные учреждения и заявлял, что «помощь уже в пути», намекая на американское вмешательство. На фоне протестов активизировались военные приготовления США и Израиля. Началась переброска военной техники на американские базы в регионе, флотилия во главе с «Линкольном» была направлена в Оманский залив. Военные приготовления и активные контакты США с Израилем и ключевыми союзниками на Ближнем Востоке идут до сих пор.

Сценарии конфликта и опыт Венесуэлы

У возможной войны США с Ираном могут быть разные сценарии, но Трампу предпочтительнее быстрый обезглавливающий удар, который потенциально не приведет к затяжной войне. Ближайшие советники Трампа, по данным источников NBC, не смогли ему гарантировать быстрое падение иранского режима в результате молниеносных действий США. Еще 14 января страны ближневосточного региона ожидали, что США нанесут удар в течение 24 часов, однако, судя по всему, решение было отложено из-за недостаточного количества ресурсов для проведения операции. Повлияла также позиция арабских союзников США, которые призывали Трампа отказаться от удара по Ирану и провести прямые переговоры. Однако по состоянию на 10-е числа февраля США значительно нарастили свои военные ресурсы в регионе. Стоит учитывать, что если США действительно начнут атаку на Иран, к ней гарантированно присоединится Израиль. Поэтому в настоящее время происходят активные контакты (в том числе военного характера) между американцами и израильтянами, безусловно, в целях координации действий.

Возможен ли в Иране венесуэльский сценарий? По данным Reuters, в ходе осуществления миссии по захвату Мадуро к Венесуэле были отправлены один авианосец и 11 боевых кораблей, развернуты десятки истребителей F‑35 и 15 тыс. солдат. Иран же гораздо больше Венесуэлы, и его военная инфраструктура на порядок превосходит венесуэльскую. Тем не менее, США, судя по характеру приготовлений, все же рассчитывают на проведение молниеносной операции против иранского руководства. Не случайно в регион были направлены подразделения спецназа Delta Force, участвовавшие в захвате Мадуро, а также самолеты типа EA-18G Growler, которые предназначены для ведения РЭБ и подавления систем ПВО противника. Операция начнется, когда в руководстве армии США посчитают, что все необходимые риски учтены и действующая группировка будет способна обеспечить противодействие возможным ответным атакам. Лидер Ирана аятолла Хаменеи уже заявлял, что в случае нападения США в войну будет вовлечен весь регион. Поэтому существует вероятность иранских ударов по ключевым союзникам США: Саудовской Аравии, Иордании, Катару, ОАЭ, Бахрейну, Кувейту.

Готовность России

Судя по всему, окончание правления Исламской республики в Иране является уже решенным вопросом в западных кругах. США уже ищут альтернативу режиму аятолл и рассуждают о возможности создания переходного правительства в Иране. Наиболее вероятным претендентом на лидерство остается наследный принц Реза Пехлеви. На сегодняшний день он является самой влиятельной фигурой как среди иранских эмигрантов, так и среди протестующих в самом Иране. Именно благодаря его призывам иранские протесты стали самыми масштабными со времен революции 1979 года.

США, вероятно, также рассматривают его кандидатуру в качестве лидера Ирана после Исламской республики. По данным Axios, с наследным принцем тайно встретился в середине января спецпредставитель США Стив Уиткофф. Пехлеви также легитимизируется на Западе. Он был приглашен в качестве представителя Ирана на Мюнхенскую конференцию по безопасности, которая пройдет 13–15 февраля, вместо представителей действующих иранских властей.

России стоит быть готовой, что в Иране в ближайшее время будет новое правительство. Сейчас важно начать заранее выстраивать каналы коммуникации с потенциальными новыми лидерами и готовить стратегию, которая позволит сохранить российское влияние и минимизировать риски в отношениях с Ираном уже при новой власти.

Безусловно, Иран в будущем кардинально изменит свой внешнеполитический курс, отказавшись от вражды с Израилем и Западом. Скорее всего, с нефтяного сектора постепенно снимут санкции. Иранская нефть может вновь появиться на мировых рынках, что в краткосрочной перспективе вызовет падение цен, а в долгосрочной — перераспределение рынков, и Россия должна готовой быть и к этому.