директор музейного комплекса Эрмитаж
В декабре 2014 года ГосударственномуЭрмитажу –
крупнейшему музейному комплексу страны –
исполнилось 250 лет. Оподготовке к юбилею,
проекте «Большой Эрмитаж», а также о проблемах
отрасли рассказывает директор музейного
комплекса МихаилПиотровский.
– Михаил Борисович, расскажите о подготовке
кпразднованию 250-летия Эрмитажа. Какие
реставрационные работы проведены к
этойзнаменательной дате? Расскажите о
строительстве в РХЦ «Старая Деревня» и
второйочереди Главного штаба.
– К 250-летию,которое недавно было отмечено,
Эрмитаж подарил своим посетителям и
своимэкспонатам новые музейные
пространства, которые, кроме всего прочего,
делаютурбанистическую роль музея в городе
еще более значимой, чем прежде.
Вотреставрированном Восточном крыле
Главного штаба теперь будет
находитьсяпостоянная экспозиция
европейского искусства XIX,XX и XXI веков,
гдебудут выставлены картины Каспара Давида
ФРИДРИХА, импрессионистов
ипостимпрессионистов, прикладное искусство
эпохи ампир, материалы,рассказывающие об
истории русской гвардии, о дарах
Императорскому двору и омногом другом. Здесь
расположены мемориальные экспозиции
Кабинета министраиностранных дел
Российской Империи и Кабинета министра
финансов РоссийскойИмперии. Здесь находятся
комнаты памяти Карла ФАБЕРЖЕ и галерея памяти
Сергея Щукина и братьев Морозовых. Именно
здесь выставленытакие шедевры, как
«Парусник» Фридриха, копии императорских
регалий Фаберже, «Танец»Матисса, «Черный
квадрат» Малевича, «Красный вагон» Ильи
Кабакова и многоедругое.
В Старой Деревнерасположено уже два
шестиэтажных здания открытого
фондохранилища, где можноувидеть все кареты в
коллекции Эрмитажа, всю мебель, всю
европейскую античнуюскульптуру, все
саркофаги, все боспорские надгробия, все
каменные «бабы» Сибирии Центральной Азии. Там
же можно увидеть, как работают эрмитажные
реставраторыи посмотреть, что Эрмитаж
приобрел за последние годы.
– Юбилей Эрмитажа отмечают не только
вСанкт-Петербурге, но и в других городах
России и зарубежья, где
естьпредставительства Эрмитажа. В ближайшее
время Эрмитаж планирует
открытькультурно-просветительский центр
«Эрмитаж – Урал» в Екатеринбурге, ведутся
переговорыоб организации представительств
Эрмитажа в других городах. Как возникла
идея«Большого Эрмитажа»? Насколько развита
соответствующая зарубежная практика?
Покакому принципу Эрмитаж осуществляет
выбор новых площадок?
– Все, о чем я говорю, является частьюпроекта
«Большой Эрмитаж», который предполагает
глобальное присутствие Эрмитажав мире. Он
включает в себя существование эрмитажных
центров-спутников в разныхчастях мира за
пределами Петербурга. Эти спутники могут
существовать определенноеколичество лет,
как всякий проект, завершать свою миссию или
менять содержаниеэтой миссии. В этом смысле
Эрмитаж является международным новатором,
как и вомногом другом. С легкой руки Эрмитажа и
ряда его партнеров, создание
спутниковстановится сейчас международной
тенденцией. Эрмитаж имеет свои
центры-спутникив Казани, Амстердаме, Венеции
и Выборге, завершили свою миссию Эрмитажи
вЛас-Вегасе и Лондоне, идет работа по открытию
эрмитажный центров в Омске,Барселоне,
Екатеринбурге и Владивостоке. Выбор места
определяется множествомфакторов, и первые
шаги далеко не означают, что выбор сделан
окончательно.Необходимо, чтобы в культурном
мире другого города существовала ниша,
которуюЭрмитаж может занять, не мешая другим
музеям. Необходима готовность
местныхвластей содержать дорогостоящие
музейные проекты и считать их
осуществлениесвоим должностным и личным
приоритетом. Только выполнение таких условий
итщательная подготовка могут сделать проект
успешным.
– Михаил Борисович, вы являетесь директором
Эрмитажауже 22 года. Как за эти годы поменялся
музей? Какие задачи актуальны для
музеясегодня? В каких направлениях будет
развиваться Эрмитаж в
ближайшеедесятилетие?
– Эрмитаж –музей очень консервативный, и мы
делаем все, чтобы он не изменил своей сути,
аоставался музеем, имеющим дух музея XIX века.
Для того,чтобы сохранить традиции и тот дух,
который сейчас отсутствует почти во
всехмузеях мира, нужны многие инновации – от
умения организовать массовый фандрайзинг,до
полного владения всеми новейшими
технологиями виртуальности. Мы стараемсяэто
делать.
Эрмитаж началсяс частной представительской
коллекции, превратился в
энциклопедический,универсальный музей и
становится сейчас музеем глобальным. Думаю,
что этонаправление и будет развиваться
дальше, обеспечивая культурные
мосты,соединяющие разные народы.
– Поделитесь собственными управленческими
навыками.Как Вам удается контролировать
работу столь крупного музейного комплекса?
– Я не контролирую работу крупногомузейного
комплекса. Эрмитаж контролирует нас и сам
определяет, что мы должныделать. А мы делаем
это или немного лучше, или немного хуже
среднего. Задачакаждого рабочего музея
уловить ту тенденцию, которая рождена
музейнымитрадициями, и защитить ее от
всяческих внешних явлений и событий, которые,
какправило, враждебны культуре. Эрмитаж
имеет достаточно независимые позиции
имнения
– Сегодня Эрмитаж – главный музей страны –
находитсяв центре всеобщего внимания.
Знаменательная дата может быть поводом
обсудитьзадачи и проблемы, стоящие перед
музейной отраслью страны. Как вы
видитесегодняшнюю ситуацию в отрасли? Каковы
методы решения этих проблем?