Внимание!На сайте ведутся работы в связи с обновлением, приносим извинения за причиненные неудобства

Внимание!На сайте ведутся работы в связи с обновлением, приносим извинения за причиненные неудобства

Внимание!На сайте ведутся работы в связи с обновлением, приносим извинения за причиненные неудобства

Индустриальная красота: как фотографы помогают промышленности

24 Мая 2024 в 11:26

Все мы – потребители тысяч разных вещей. И кто из нас думал о том, сколько людей работает ради того, чтобы мы получили желанный товар, и насколько сложна их работа? Но есть люди, способные донести до нас величие производственного труда. Это – промышленные фотографы.


Текст: Марина Живулина

Фото на обложке: Станислав Белоглазов

Станислав Белоглазов, Екатеринбург

Фотограф-путешественник, организатор фотопутешествий, директор фотоагентства и фотошколы MAGNET, преподаватель Технического университета УГМК (фотожурналистика)

– Промышленные объекты фотографируются по стандарту, или здесь есть место творчеству?

– Недавно я делал юбилейную фотокнигу к 80-летию СУМЗа (Среднеуральский медеплавильный завод, крупнейшее на Урале предприятие по выплавке меди из первичного сырья, производству из отходящих металлургических газов серной кислоты, входит в УГМК – прим. ред.). И по согласованию с дирекцией завода съемка для этой книги была разделена на три части. Первая часть – арт-съемка, абстракции: льющаяся медь, брызги кипящего металла, «лава» застывающего шлака, огни и дымы медеплавильных печей, силуэты механизмов. Всё из разряда «красивое, непонятное, можно вешать на стену». Затем групповые портреты рабочих в цехах по 60 человек – а всего 3 тыс. человек, мы снимали их посменно. Здесь важно было удержать качество, ведь печатать нужно было форматом 30х60см, на разворот книги, а свет в цехе ставить сложно, да и некогда. Но этот вопрос тоже решили концептуально: сделали фотографии черно-белыми, так даже старые цеха смотрятся красиво, традиционно, а работать легче – просто ставишь высокое ISO и стилизуешь под зернистое ретро-фото. Офисных работников снимали в импровизированной студии с импульсным светом на сером фоне партиями по 3-4 человека. Потом мы собрали эти фотографии в единый лентообразный групповой портрет. Оставшуюся треть площадей в каждом разделе книги занимала инфографика о результатах прошедшего десятилетия и перспективах развития завода на следующий «отчетный период». И получился креативный продукт. К счастью, мне дали возможность реализовать задуманное: получилось по-новому, не так, как в предыдущих юбилейных книгах, и при этом быстро, качественно, недорого.

В общем случае надо понимать, что фотограф, который делает съемки по заказу предприятий, – технический исполнитель, а не реализатор своих фантазий. Самый простой пример: если на оборонном предприятии говорят, что не надо снимать вот в ту сторону, то не стоит нарушать запрет ради художественности. Кроме того, важно, чтобы официальные лица представили тебя службе безопасности. Чтобы не возникало вопросов, откуда вдруг посреди производства возник человек с фотоаппаратом. Ведь иногда со стороны безопасников возникают сначала действия, а уж потом – вопросы.

– В съемке производства важен вопрос времени? Ведь это не позирование моделей, а процесс работы.

– По времени вообще много нюансов. Например, надо снять, как льется медь, а она льется раз в три часа, а ты носишься по заводу, где большие километражи. Нужно оказаться в нужное время в нужном месте и не мешать производственному процессу. И да – они не льют металл специально красиво для фотографа, а находятся в моменте своей работы. А фотографу надо поймать свой идеальный момент. Нужно еще подгадать по времени суток: чтобы, например, утреннее солнце диагонально рисовало лучи в дыму. А солнце не по заказу светит, и за прогнозом погоды тоже следить приходится.

С другой стороны, съемка для предприятий – это съемка не только производства, но и персонала. Пригодится опыт студийного портрета и работы репортажным фотографом.

– Насколько важно обсудить с заказчиком концепт перед началом съемки?

– Для начала и заказчику, и самому фотографу нужно понять задачу. Для чего делается фото, зачем? Если фото пойдет на сайт – это маленькая картинка, высокий ISO, не надо таскать с собой штативы и студийный свет, можно снимать в режиме репортажа с минимальными элементами постановки. Книга – исторический момент, срез поколения, здесь важны и личность каждого сотрудника, и общая атмосфера завода, и факт индустриальной красоты. Тут и мини-студию построить придется, и со штативом повозиться, и совместить объект-фон из разных кадров и лица в групповом портрете из разных дублей сфотошопить… А есть запросы сугубо технические: показать оборудование или продукцию, которую делают на предприятии. Тут нужно обговорить с заказчиком, что мы показываем в итоге: станки или деталь? А если станок, то надо ли его снимать со всех сторон, или мы его один раз снимем красиво, не спеша, художественно и даже несколько абстрактно, а рядом поставим понятный профессионалам чертеж? Нужны живые эмоции конкретных отличившихся работников, или нужен просто условный сотрудник в униформе с корпоративной стилистикой?

Основная беда, что обычно приходится разговариваешь не с тем человеком, который принимает окончательное решение. Если таких людей несколько в цепочке – пропорционально этой цепочке все становится сложнее. А иногда заказчик представляет себе какую-то нереальную картинку. Например, работаем с пачкой референсов: «Сделайте точно так же, как на этом фото, – чтобы и стояли люди так, и свет был такой». Но чужой кадр невозможно повторить в точности. И люди другие, не модели с обложки, да и цеха не той красоты, как на картинке с фотобанка.

Идеально, если согласованы задача и стилистика, а дальше я сам решаю, какие инструменты применять.

– Приводят ли производство в порядок перед съемкой – или снимается как есть?

– Иногда приводят, иногда что-то чистится в фотошопе. Вообще, в промышленных цехах много визуальных дефектов, они не видны тем, кто там постоянно работает, а на картинке все вылезает. И если у нас мелкие картинки на сайт, с таким можно работать, а вот если художественная книга или журнал – все иначе. И возникает вопрос: как подать?

То же самое с продукцией. Нужно сделать идеальным то, что по факту таковым не является. Например, стекольная продукция. Бокалы и бутылки – часто неровные, стенки неодинаковой толщины. Все это годится для использования, но бросается в глаза на фото. Да, можно сделать идеально в фотошопе или создать 3D-модель, но это будет долго и дорого для заказчика. А можно пшикнуть пульвером на стенку бокала водички – и кривизны стекла уже не увидеть. Или напустить в кадр дыма – он тоже скроет дефекты и добавит художественности.

Вот ювелирные заводы – тоже промышленность. Некоторые имеют собственные фотостудии для макросъемки изделий. А ты видела бриллианты под лупой? Мы с тобой уверены, что свежеограненные драгоценные камни абсолютно идеальны. А макросъемка показывает великое множество царапин на гранях и сколов на ребрах, и это естественно: ведь чтобы огранить поверхность, надо ее чем-то скоблить, и шлифовка не делает даже бриллиант идеально зеркальным. Про золото вообще молчу, его еще на прилавок не принесли, а на нем уже царапины, это же мягкий металл. Флакон духов тоже не идеален, однако если мы бросим его в аквариум с водой, то получим волшебный динамичный кадр с пузырьками воздуха. А еще вот недавний пример: снимал непокрашенные цистерны для сжатого газа, только что изготовленные. Рекламируем мы станок, на котором эта ржавая – пока еще – железяка стоит. Но как красивое новое оборудование снять, а ржавое – скрыть, приукрасить? Вот и снимали мы ночью в технике световой кисти. И то, что хотелось показать, выявили световыми пятнами, а то, что хотелось скрыть, – спрятали в тень.

Отдельный вопрос с пищевой продукцией. Давным-давно, когда только появились первые фастфуды, мне ресторан заказал «снять наши бургеры, как в рекламе McDonald's». Менеджерам невдомек, что в той рекламе «снимаются» пластиковые бургеры, покрытые краской. А тут надо было снимать реальные мятые булки с реальной раздачи… Что мы только с ними ни делали: мазали маслом для тела, чтобы блестели, делали дырку внутри котлеты, чтобы пустить снизу свет от вспышки... Решали задачу художественной подачи нехудожественного бургера.

Вот еще пример: снимаю холодильное оборудование, установленное в колбасном цехе. Выясняется, что мне, кроме красоты этого оборудования, важна еще и красота колбас, которые тоже заполняют собой кадр!

Таким образом, любая промышленная съемка – это еще и попытка победить дефекты без использования дизайнерской коррекции или 3D-моделинга. Это либо выбор из нескольких экземпляров продукции, если у нас много ее единиц, либо помещение продукта в художественную среду. А порой приходится сражаться с дефектами даже не основного товара, а сопутствующего.

Есть еще такой нюанс: иногда можно снять очень красиво, но не совсем законно. То есть там, где нельзя или нежелательно, – или не так, как положено. Например, важно, чтобы в кадр не попало нарушение техники безопасности или сапэпидтребований. Модель без каски нельзя фотографировать на некоторых участках опасного производства или на стройке. Или без колпака/косынки посреди пищевого производства. Иногда нужно учитывать социальные и даже экологические вопросы. Однажды мы снимали гусеничный вездеход на реке и прилегающих к ней полянах, и нам потом прилетело от эко-активистов: «Порча почвы и растительности, губительно для биологических видов!».

Специфическая сфера – АПК, сельхозпредприятия. Нужно учитывать особенности психики животных. Например, лошадей со вспышкой снимать нельзя, это вредно для глаз и очень их нервирует. Любое живое существо требует подхода. Даже съемка рыбы имеет специфику. Вспышки подключаем к розеткам, тянем удлинители… и тут рядом вода, в ней находится кто-то живой, – заявка на повышенную безопасность. Надо так закрепить провода, чтобы даже в случае падения прибора 220 вольт никак с водой не встретились.

– Как решается вопрос с правами на сделанные фото?

– По договору все коммерческие права находятся у заказчика, тут вопросов нет. А вот что касается авторских прав, тут сложнее. Конечно, по закону при публикации заказчик должен указывать имя фотографа, но чаще всего бывает, что договор предусматривает публикацию без имени. Иногда предприятие разрешает использовать фото непосредственно автору – с какого-то определенного срока, а иногда запрещает все и навсегда. В принципе, тут все зависит от эффективности коммуникаций, от договоренностей фотографа с заказчиком. С оборонкой, конечно, не договоришься. Но тут главное какой-нибудь допуск до секретов не подписать в суете, а то потом лет 10 даже в Египет с рыбками понырять не выпустят.

Съемка в промышленности – это зачастую разновидность экстрима.

– Какой вопрос не придет в голову журналисту, когда он спрашивает о промфото?

– Об этом мало кто задумывается, но, готовясь к промышленной съемке, фотограф должен адекватно оценить состояние своего здоровья, физическую и психическую форму. Надо заранее посмотреть, на какую высоту ты будешь подниматься, в какую глубину опускаться, в какую тесноту залезать, каким воздухом дышать. Не всякий может выдержать специфические условия. Если у фотографа астма или аллергия, какие ему пыльные цеха, какие газы? Я уж не говорю про птицефабрику. А в темном тесном душном помещении может случиться приступ клаустрофобии. Жара в плавильном цехе или холод в промышленном холодильнике – тоже значимые факторы. Разумеется, нужно приходить в соответствующей одежде и обязательно слушать инструктаж, который делается вовсе не для галочки.

Автор всех фото в галерее: Станислав Белоглазов

Сергей Иванов, Екатеринбург

Фотограф Photo-BO, аэрограф. Обучался коммерческой фотографии в Праге. Предлагает услуги промышленной фотосъемки для предприятий по всему Уральскому федеральному округу.

– Сергей, чем объясните выбор промышленного направления фотосъемки?

– Я живу на Урале, в городе Екатеринбурге. Этот регион исторически – центр индустриально-промышленного развития. Я слышал, что такой плотности заводов, как у нас, нет нигде на планете. Правда это или нет, но в условиях нового экономического развития и переориентации рынков на Азию даже маленьким производствам требуется качественный репрезентативный фотоматериал. Поэтому я оказываю услуги промышленной фотосъемки в радиусе 500 км – выезжаю на съемки по Свердловской и Челябинской областям, в Пермский край, Башкирию, ХМАО.

– Насколько высока конкуренция в промфотографии?

– Если ввести в поисковик запрос «промышленный фотограф Екатеринбург», то первые строчки займут фотографы из Москвы. Они выезжают на крупные объекты, их реклама охватывает большие промышленные регионы. Следующим в поисковике будет мой сайт. Я стараюсь предлагать адекватную цену и воспринимаю услугу фотосъемки как базовую необходимость предприятия рассказать о своей работе и выпускаемой продукции. Эта услуга должна быть доступна и соразмерна выполненной работе.

Я горжусь тем, что могу помочь развитию промышленности своими фотографиями – будь то продажи на новых рынках или привлечение специалистов на рабочие места.

– Какие виды производства можно назвать живописными?

– Мне нравится снимать промышленные объекты, они созданы инженерами и архитекторами, каждая деталь здесь рассчитана. Не нужно гадать, какой угол главный, а какой – второстепенный. Тут все сделано профессионалами. Мне нравится быть частью большого производства, погружаться в этот процесс, наблюдать за ним. Например, я был поражен зрелищем, когда посетил склады маркетплейсов и увидел множество людей, которые трудились там день и ночь. Это как город в городе – со множеством уходящих в потолок стеллажей и коробок. И мне хотелось показать этот масштаб. На других объектах видишь, как огромные машины вытачивают маленькую деталь с ювелирной точностью. Я с детства люблю разбирать и собирать технику, и для меня возможность побывать на таких предприятиях – большая роскошь.

– Что важно показать на фотографии промышленного объекта?

– На огромных объектах у фотографа большая головоломка – как объять необъятное. Как показать в нескольких снимках объем производства, динамику происходящего, как расставить акценты. Сама по себе работа фотографа – зачастую клишированная, он вынужден повторять однообразные кадры на разных объектах. Это обусловлено восприятием человека, техническими возможностями, потребностями заказчика и его маркетинговой стратегией.

Из рабочих сложностей: не на всех производствах работники одеты в чистую форму, да и сами производства выглядят не как в кино, когда все новенькое и чистенькое. Зачастую это огромные ангары, оставшиеся еще с советских времен и пережившие нелегкие 90-е. Такие площадки сложно привести в порядок, а люди по-прежнему здесь трудятся. И мне приходится искать выгодные ракурсы, использовать дополнительный свет, чтобы спрятать «косяки».

Автор всех фото в галерее: Сергей Иванов

Николай Николаев, Москва

Фотографией занимается с 2004 г. Работал фотокорреспондентом газеты «Курская руда» Михайловского ГОКа. С 2013 г. работает в Москве. С 2016 г. специализируется на съемке металлургической промышленности и конгрессно-выставочных мероприятий. Основной фотограф журнала «Металлоснабжение и сбыт» и выставки «Металл-Экспо».

– Николай, почему именно промфото?

– Промышленная съемка сама выбрала меня. 20 лет назад я устроился на работу в заводскую многотиражку горно-обогатительного комбината, параллельно учась на журфаке. Сначала работал журналистом, потом фотокорреспондентом. На этом огромном предприятии добывают железную руду и производят сырье для меткомбинатов. Там есть экскаваторы, буровые станки, большой автопарк, тепловозы, электровозы, фабрики – и все это приходилось фотографировать много раз. Эта работа во многом и определила мою специализацию. Сейчас я снимаю в основном металлургию и металлообработку.

– Насколько высока конкуренция в этом направлении?

– Если человек находится на определенном профессиональном уровне, конкуренция есть всегда. Другой вопрос, как к ней относиться. Часто снимать промышленность приходится во время пресс-туров, где присутствует еще несколько хороших фотографов, которые снимают плюс-минус то же самое. Считаемся ли мы конкурентами? Скорее нет. Бывает, что при невозможности выполнить коммерческий заказ рекомендую заказчику коллегу, чьему профессионализму доверяю.

– Какова география работы?

– Снимаю практически везде, где есть черная и цветная металлургия: Урал, Сибирь, Северо-Запад, Центр России, страны ближнего зарубежья.

– Это больше деятельность по стандарту или творческая? Или все по желанию клиента?

Не каждая промышленная съемка делается для клиента. На пресс-турах компании стараются показать наиболее выигрышные локации с подготовленными техникой и персоналом. Для коммерческих заказов составляется техзадание, где прописываются разные важные моменты и пожелания заказчика.

– Что важно показать на фотографии промышленного объекта?

Чтобы съемка удалась, необходимо до ее начала понимать, что и как надо снять. Исходя из этого подбирается необходимое оборудование. Уже непосредственно на объекте приходит понимание, что получится, а что нет. В моем личном понимании промфотография должна быть прежде всего достоверной – и в то же время показывать промышленные объекты с выгодной стороны.

Любая фотография одновременно должна быть информативной, документальной и образной. Не исключение и съемка промышленности.

– Заметно ли, как меняется с годами культура производства – порядок на участках, меры безопасности, форма рабочих?

– Безусловно, с годами промышленность развивается. Заводы модернизируются, качество продукции повышается, растет доля автоматизации и роботизации процессов. Вместе с тем повышается и культура производства во всех ее проявлениях.

– Охотно ли соглашаются на промышленную съемку, везде ли пускают?

– Все зависит от норм и правил на конкретном заводе. Где-то строго относятся к безопасности, запрещая выходить за пределы конкретных зон. С одной стороны, это правильно. С другой – сильно осложняет работу фотографа. Где-то представители завода идут навстречу фотографу и разрешают подойти поближе к интересному агрегату, но опять же – не подвергая угрозе жизнь и здоровье.

– Как не сфотографировать что-то лишнее? Пускают ли на режимные объекты, проверяют ли снимки?

– Из-за санкционных ограничений, которые затронули немало российских промышленных предприятий, многие из них неохотно соглашаются на фотосъемку. А если соглашаются, требуют согласовать отснятый материал. В нынешних условиях опасения пиарщиков предприятий вполне понятны.

– Приводят ли производство в порядок перед съемкой? Или требуют ретушировать фото?

– Здесь все индивидуально. В большинстве случаев принимающая сторона к фотосъемке готовится заранее, но до конца все предусмотреть сложно. Бывает, представители завода просят не снимать какой-то участок . Как правило, из отснятого материала выбирают кадры, которые можно публиковать. Случается, что представители завода слишком трепетно относятся к тому, что будет изображено на снимке. Но и с ними удается найти компромисс.

Как фотограф соблюдает технику безопасности?

– Практически любое производство – объект повышенной опасности. Перед его посещением все без исключения посетители проходят инструктаж по технике безопасности. На самом объекте просят быть максимально внимательными и осторожными. Фотографам в этом плане приходится отвечать не только за себя, но и за дорогостоящую аппаратуру.

– Как решается вопрос об авторских правах?

– Иногда подписываются соответствующие документы, но, как правило, все решается по устной договоренности: и фотограф, и представители предприятия заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.

Автор всех фото в галерее: Николай Николаев

Игорь Ягубков, Пермь

Промышленный блогер, создатель проекта ZAVODFOTO с 12-летней историей (промблог № 1 на livejournal.com). Цель проекта – популяризация российского бизнеса в блогосфере.

– Игорь, почему выбрали промышленное направление фотографии?

– Я представлял интересы крупной инвестиционной компании в регионе, а потом случился кризис, офис закрылся. И тут я случайно наткнулся на LiveJournal. Стал туда регулярно писать, взял простенький фотоаппарат – и за забором, для себя, стал ездить по заводам и снимать нашу промышленность, постепенно расширяя географию. Чуть позже стало всё по-взрослому.

Своей миссией я вижу побудить наших промышленников открываться. В прошлом году был в жюри конкурса для фотографов в Норильске. И как раз говорил, как здорово, что компания «Норильский никель» пускает к себе на объекты, организует фотоконкурсы и всё такое… А вообще я просто иду тараном, фотографирую много, в том числе и людей труда, тем самым показывая, как важно для промышленности это сейчас делать. Что касается конкуренции, по этому направлению она небольшая.

Российские промышленники только-только начинают понимать, что надо открываться, в том числе и через фотографию.

– Снимаете ли вы по заказу или для личных проектов?

– Мой блогерский проект вырос из хобби. И, соответственно, всё я делаю прежде всего для себя. Могу позволить себе некоммерческие истории.

– Какова география работы? Готовы ли крупные предприятия приглашать фотографа из другого региона?

– География – вся Россия. Да, компании готовы приглашать фотографов из других регионов.

– Промышленная съемка – это творческий процесс или регламентированный?

– Просто кто-то любит снимать свадьбы, кто-то – промышленность. И в каждой нише – свои профессионалы. Конечно, место творчеству есть. Я считаю, не надо мешать фотографу: мы же не учим производственников, как выпускать тот или иной продукт. Понятно, что есть и специфика. Нужно снимать так, чтобы секреты не ушли на сторону. Не скрою, постановочные фото тоже у меня есть.

– Что важно показать на фотографии промышленного объекта?

– Промышленность – прежде всего люди. Возьмем, например, машиностроение. На всех заводах – одна история. Приходит металл, его режут, варят, потом токарная обработка, и только на этапе сборки получается отличный от других продукт. Всё остальное по сути одно и то же, и только через людей можно передать характер того или иного завода. Правда, наши рабочие стеснительные, с этим как раз и приходится работать фотографу.

– Производство с годами становится культурнее, эстетичнее?

– Однозначно, перемены есть. Приглашают в основном, конечно, не шарашкины конторы, а те, кому есть что показать. Наши заводы стали намного красивее, чем раньше. Выросла производительность труда, различные программы поддержки предприятий тоже дают результаты.

– На каких объектах интереснее работать?

– Лично для меня на тех, где меньше запретов. Где можно ходить и там, и тут.

– Пускают ли на режимные объекты, проверяют ли на них камеру после фотосессии, заставляли ли удалять кадры? Как вы к этому относитесь?

– Такое бывает, но нечасто. Я уже посетил более 600 предприятий, и мой фотоаппарат на выходе проверяли лишь раз 15… Да, какие-то фото пришлось удалить. Отношусь к этому нормально, таковы правила игры.

– Какие образом фотограф соблюдает технику безопасности?

– Ответ прост: не за каждым кадром стоит рисковать. Это относится не только к технике, но и к здоровью.

– Как решается с предприятиями вопрос об авторских правах?

– В моем случае я всеми фотографиями с промышленниками делюсь, я не жадный.

Автор всех фото в галерее: Игорь Ягубков