Постиндустриальная ревитализация
В России активно развиваются креативные кластеры в локациях бывших промзон.
Около трех столетий назад в странах Западной Европы началась промышленная революция: малопроизводительный ручной труд был заменен работой машин, а мануфактуры уступили место фабрикам. В Российской Империи глобальная индустриализация стартовала только в 1860-х годах, достигнув апогея в 1920-е годы. Однако на всей территории Евразии этот процесс привел к одному и тому же явлению – формированию нового типа городского пространства: промышленных зон. Поскольку сосредоточение заводов в одном месте упрощало логистику и распределение транспортных потоков в растущих городах.
На обочине прогресса
ХХ век благодаря бурному развитию технологий, изменениям бизнес-процессов и череде политических и финансовых кризисов оставил после себя во многих регионах России многокилометровые территории заброшенных заводов. Бывшие градообразующие предприятия, превратившиеся в мертвые «промки», не только уродовали исторический облик, но и нередко занимали локации в самом центре городов.
В Европе подобные заброшенные, а нередко и превратившиеся в руины индустриальные объекты давно придумали преобразовывать в современные культурные или коммерческие пространства. Классическим примером можно назвать Рур в Германии. Однако для России подобная практика была в новинку до середины 2000-х годов.
А затем, около 15 лет назад, индустриальные заброшки стали переделывать в креативные кластеры и экспозиции для современных художников. Конечно, нередко часть таких зданий идет под снос и на месте исторических зданий возводят многоэтажные «человейники», как произошло с Мукомольным заводом в Екатеринбурге. Однако есть в России и целый ряд неравнодушных граждан и компаний, которые сохраняют старые здания, вписав в них современную начинку и подарив им новую жизнь и новый смысл. Впрочем, авторами этих проектов не всегда движет альтруизм и любовь к малой родине. Например, один из первых заводов, превратившийся в торгово-офисный центр, не попал под снос только из-за финансового кризиса 2008 года. Именно он стал одной из «первых ласточек» в российской истории ревитализации промышленных пространств.
Окультуривание заводов
Процесс возобновления деятельности в заброшенных зданиях или целых комплексах урбанисты называют ревитализацией. Главный принцип этого явления – раскрытие новых возможностей старых построек. Кроме того, в процессе вдыхания новой жизни в заброшенные промки одной из главных задач энтузиастов можно считать комплексный подход к проекту. Он позволяет сохранить исторический облик зданий, а также максимально обыграть в новой реальности аутентичность и идентичность старых интерьеров.
Подобные проекты уже успешно реализованы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сысерти и других городах. Расскажем подробнее о некоторых из них.
Хрустальный дизайн «Флакона»
Хрустальный завод имени Калинина – широко известный еще в дореволюционной Москве стекольный завод. Предприятие было основано при участии французского мастера Жозефа Дютфуа в качестве предприятия-спутника для парфюмерной фабрики, запущенной им в 1843 году вместе с партнером Альфонсом Ралле. В 1917 году завод встал и снова начал работу лишь в 1924 году. После распада СССР предприятие пришло в упадок, в 1993 году его выкупила французская парфюмерная компания Comptoir de Parfum. Однако в 2000 году производство, не сумев выжить в новой экономической реальности, было закрыто.
Обезлюдевшие корпуса, остававшиеся мертвым грузом на балансе французских владельцев, спустя пять лет выкупил Николай Матушевский, специализировавшийся на перезапуске промплощадок столицы. Он планировал снести завод и построить на его месте офисный комплекс. Однако кризис 2008 года внес свои коррективы, и предприниматель отказался от первоначальной идеи, которая требовала 56 млн долларов вложений. Вместо этого бизнесмен, потратив в пять раз меньше средств, демонтировал и утилизировал заводское оборудование, освободил площадку от мусора, обновил инженерные сети, дал 25 тыс. кв. м площадей название «Дизайн-завод «Флакон» и предложил помещения в аренду компаниям, специализирующимся на дизайне и рекламе.
Три года назад владелец продал проект, сохранив за собой бренд «Флакон». Сегодня комплекс носит название «Дизайн-завод». На территории комплекса имеются три площадки для проведения мероприятий, два коворкинга, ремесленные мастерские. Сегодня среди резидентов проекта шоурум NUW, парфюмерный бренд Giardino Magico, творческое объединение «Суть», магазин локальных брендов «Селекция», мясной ресторан Frank by Баста, бар-кухня «Фактура», рыбное бистро «Околоморя», бьюти-коворкинг Sfera, концертное пространство «Урбан».
«Хлебное» место
Хлебозавод № 9 – бывший крупный завод по производству хлебобулочных изделий в Бутырском районе столицы. Общая территория площадки, работа на которой стартовала в 1934 году, составляла 2,8 га. Хлебозавод стал четвертым в Москве предприятием, где применялась кольцевая технология выпекания хлеба. Именно из-за этого главный корпус завода имеет форму цилиндра – можно сказать, что он строился, исходя из особенностей оборудования. Здание завода в настоящее считается памятником архитектуры промышленного конструктивизма.
В 1980-х годах, а затем в середине 1990-х годов, завод был реконструирован, а когда его вновь запустили после обновления, оказалось, что рынок изменился, и жесткая конкуренция не позволила нарастить предприятию прежние мощности. В 2015 году завод за 216,5 млн рублей купил бывший банкир Михаил Малов. Вскоре после этого завод был остановлен, а оборудование – вывезено. На 2016 год было анонсировано объединение с находящимся по соседству «Дизайн-заводом «Флакон». Однако позже собственники отказались от реализации проекта.
Сегодня в созданном в помещениях хлебозавода торгово-офисном центре «Хлебозавод № 9» представлены бренды Krakatau, Shu, «Супермаркет Азия», ювелирный магазин Dafna, пиццерия «Маргарита любит кьянти» и другие резиденты.
Вино для искусства
В 2007 году в Москве начал работу Центр современного искусства. Этот проект мог бы показаться обыденным, если бы выставочные площади не расположились на территории бывшего винного завода.
История этого предприятия восходит к концу XVIII века – известно, что первый владелец усадьбы, капитан Преображенского полка, передал имение сестре княгине Екатерине Волконской. Позже усадьба неоднократно меняла хозяев, которые приумножали свое богатство, расширяя территорию имения и улучшая разными способами здания. В конце концов, к завершению XIX века владельцем усадьбы, где уже функционировало пивное производство, стало Русское товарищество пиво- и медоварения. К этому времени территория бывшей усадьбы была раздроблена и частично распродана. В 1889 году купцы Травниковы построили рядом с пивзаводом комбинат, который занимался производством своих и розливом крымских и кавказских вин. Винзавод постепенно занял часть старинной усадьбы и успешно функционировал до конца ХХ века, а затем был закрыт и обанкрочен.
В 2004 году компания «МВК-Эстейт», новый хозяин винзавода, решила создать на его базе арт-кластер. В настоящее время Центр современного искусства (ЦСИ) «Винзавод» считается первым и самым крупным частным проектом среди подобных в России. На территории промзоны расположены галереи, образовательные проекты, студии, мастерские и шоурумы.
В деятельности ЦСИ «Винзавод» можно выделить три основных направления: «Новые имена», «Винзавод. Гравитация» и «Арт-рынок». Кроме того, в 2022 году на базе Винзавода начали работать «Мастерские» – пространство, где художники могут работать и общаться с единомышленниками. Еще одно направление имеет провокационное название «Винзавод. Дети». Проекты, посвященные детям, ориентированы на раскрытие их творческого потенциала через знакомство с современным искусством: его техниками, именами и произведениями.
«Золотой» Октябрь
Одна из самых знаменитых советских фабрик по производству кондитерских изделий была основана в 1889 году на Болотном острове в Москве. Свое громкое название – «Красный Октябрь» – предприятие получило в 1922 году. Именно отсюда на радость стоматологам во все республики СССР отправлялись коробки с ирисками «Кис-кис».
С момента запуска территория кондитерской фабрики почти непрерывно развивалась и модернизировалась, при этом многие корпуса дошли до наших дней практически в первозданном виде. Сегодня архитектурный комплекс «кондитерки» насчитывает 23 памятника промышленной архитектуры, расположенных на территории 5 га.
Интересно, что это предприятие стало одной из немногих ревитализированных промзон, которая не останавливала свою работу и была превращена в арт-проект не от безысходности или желания спасти исторические постройки, а благодаря дальновидности владельцев.
В начале XXI века кондитерскую фабрику купила финансово-промышленная группа «Гутта». Завод вошел в состав принадлежащей корпорации компании «Объединенные кондитеры». В это же время прямо на площадке фабрики стали появляться творческие пространства, начали проходить художественные ярмарки и выставки. В 2004 году пустые гаражи на территории кондитерского предприятия была сданы в аренду культурно-выставочному центру «АРТСтрелка».
В 2007 году было принято решение окончательно перебазировать кондитерское производство с территории фабрики «Красный Октябрь» на Бабаевскую фабрику. При этом промплощадку на Болотном острове не планировалось оставлять в неизменном виде на благо развития искусства – здесь должен был появиться жилой комплекс «Золотой остров». Проект предназначался для элиты, поскольку буквально в шаговой доступности от локации находился не только Храм Христа Спасителя, но и Кремль. Однако проект слишком долго проходил согласования, и в 2008 году после начала финансового кризиса «Гутта» отказалась от грандиозных планов.
Однако в проект было вложено несколько сотен миллионов долларов, и чтобы вернуть хотя бы часть затрат, было принято решение продолжить развитие арт-кластера на этой территории. Территории опустевших кондитерских цехов сдали в аренду, а чтобы привлечь как можно больше действительно талантливых людей искусства, предложили им арендные каникулы.
Сегодня среди арендаторов арт-пространства – более 120 компаний, в том числе театральная студия Action, агентство Star Dust, артрум «Салон интерьера», бра Dictatura Estetica Bar, выставка «Роза Эйнема», креативное пространство «Люмьер-Холл» и другие бренды. При всем этом группа «Гутта» не планирует навсегда отказаться от идеи построить здесь многоквартирные дома, жилые площади в которых, если они будут проданы, принесут девелоперу несколько миллиардов долларов. Но пока здесь успешно развивается и процветает территория арт-кластера.
Деиндустриализация по-петербургски
В Санкт-Петербурге наиболее удачным опытом перезапуска промзон считается «Севкабель Порт». Проект стартовал в 2017 году, как и в случае с «Красным Октябрем», не из-за краха предприятия, а в рамках его модернизации. Владельцы завода «Севкабель» приняли решение сосредоточить работу производства на площадке, более удаленной от береговой линии. А территории у Финского залива было решено превратить в культурно-деловое пространство.
При разработке проекта реновации его авторы, как и основатель Северной столицы за 300 лет до этого, обратились к европейскому опыту — успешным примерам модернизации портовых промзон в Амстердаме, Лондоне и Стокгольме. В этих городах на месте старых верфей, портовых складов и фабрик создавались современные локации, грамотно вписанные в исторический и социальный контекст городов.
В Петербурге авторы решили запускать проект по частям, что позволило ускорить старт работы кластера, а также помогло привлечь необходимые средства для продолжения реновации. Стоит заметить, что авторам идеи в полной мере удалось воплотить задуманное и «Севкабель Порт» не только успешно работает, но и продолжает развиваться.
Первое событие на территории «Севкабель Порт» прошло всего через четыре недели после старта реновации. А до официального открытия проекта в сентябре 2018 года «Севкабель Порт» организовал множество частных и общественных мероприятий, среди которых крупные международные фестивали. С открытием территории для свободного доступа количество мероприятий и интереса к проекту возросло многократно.
Сегодня на территории «Севкабель Порт» располагаются бюро, мастерские, офисы, выставочные и концертные залы, спортивные площадки, детские студии, магазины, шоурумы, рестораны, кафе и бары.
В бывшей промзоне и сегодня поэтапно ведутся реставрационные работы различных памятников промышленной архитектуры, в ходе которых здания приспосабливаются под современные нужды без потери исторической ценности.
В локациях «Севкабель Порт» проходит более 850 мероприятий в год. Благодаря проведению обучающих программ, театральных постановок, выступлений звезд эстрады, художественных экспозиций, спортивные мероприятий, ярмарок, киносеансов, гастрономических и музыкальных фестивалей «Севкабель Порт» считается одной из самых активных подобных площадок в России.
Лето на заводе
На Среднем Урале одним из наиболее успешных и ярких подобных проектов считается креативный кластер, созданный на базе Завода в Сысерти.
Завод по литью чугуна был основан в 1732 году на реке Сысерть в полусотне километров от Екатеринбурга. В 1759 году предприятие перешло в собственность солепромышленника Алексея Турчанинова. Вокруг завода начал расти городок: здесь была построена своя больница и школа. В 1847 году в Сысерти была введена в эксплуатацию новая домна, появились мастерские.
Спустя почти век на базе предприятия запущен завод «Уралгидромаш», который существует и сегодня. Незадолго до конца Великой Отечественной войны в старых заводских корпусах начало работать ремесленное училище, при нем появился театральный кружок, оркестр и хор, на территории завода были разбиты клумбы, появились урны и скамейки – зачатки общественного пространства. К сожалению, завод был остановлен на рубеже ХХ и XXI веков. Промышленные территории перешли в частную собственность и пришли в негодность.
В 2019 году на базе старых заводских корпусов Агентство развития Сысерти запустило программу реновации. Кирпичные здания заводских цехов, которым уже больше 200 лет, получили шанс стать культурной и архитектурной основой, вокруг которой выстроится новый экономический и культурный центр Сысерти.
При этом авторы проекта не стали опираться только на чужой опыт, но решили привлечь к разработке проекта местные власти и общественность, что стало уникальным опытом для России, местных жителей. В результате этого сотрудничества была создана первичная концепция восстановления предприятия и создания на его базе креативного кластера.
Уже в 2020 году между руинами старых цехов состоялся первый фестиваль тактического оживления «Лето на Заводе». Вместе с волонтерами проекта на площадке работали активисты из числа местных жителей, которые смогли разглядеть в амбициозном проекте рациональное зерно. С территории завода был вывезен мусор, на площадке обустроили минимальную инфраструктуру, чтобы можно было принимать гостей. Фестиваль «Лето на заводе» с тех пор проводится ежегодно.
Первая инфраструктура, пригодна для круглогодичного использования, появилась на площадке в 2023 году. В помещениях заводоуправления открылся коворкинг, начали проходить регулярные мероприятия. Одновременно была завершена реновация мартеновского цеха и заводских гаражей. Кластер вышел за территорию завода: в Сысерти стали появляться проекты-спутники.
На сегодняшний день авторы проекта надеются, что в следующем году им удастся ревитализировать первый из цехов. Какое именно здание удостоится этой чести – пока неизвестно. В планах – создание на территории Сысертского завода офисов, мастерских, многофункциональных пространств для проведения различных мероприятий, музеев, ресторанов и баров. Причем эскизы и инвестиционные модели уже имеются, осталось найти инвесторов.
Quo vadis?
Результатом подобной совместной работы кураторов, художников и промышленных компаний в конечном итоге является развитие промышленного туризма, который стал особенно популярным в России в последние годы.
Согласно прогнозам экспертов, ожидается, что в 2024 году российские заводы и фабрики посетят около 2 млн туристов, что в 1,5 раза больше показателей прошлого года.
Благодаря ревитализации заброшенных промзон и разрушенных градообразующих предприятий даже неприметные города могут превратиться в центры притяжения для туристов, где можно увидеть переосмысленные промышленные пространства, уникальные инсталляции и новое искусство, вписанное в исторические локации. Это способствует не только экономическому росту, но и накоплению и обмену культурным опытом в регионах.